Размер шрифта:     
Гарнитура:GeorgiaVerdanaArial
Цвет фона:      
Режим чтения: F11  |  Добавить закладку: Ctrl+D
Следующая страница: Ctrl+→  |  Предыдущая страница: Ctrl+←
Показать все книги автора/авторов: Росциус Юрий
 

«С именем господа Бога», Юрий Росциус

РОСЦИУС ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

C ИМЕНЕМ ГОСПОДА БОГА

Мы должны внимательно различать

предрассудок и суеверие от скрытых

символов древнего знания.

Н.К.Рерих.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Появление на Земле живых существ, их сообществ, включая и человека, сослало неизбежным их совместное существование, что в свою очередь привело к нормированию поведения членов стада, стаи, рода, семьи или государства, вызвало формирование понятий норм поведения, закона, законности и правонарушения. Именно с тех давних времен и зародились правовые нормы человеческого общества, носящие название Общего Права. Позже они были зафиксированы письменно. К таковым документам, например, относятся древнейшие Законы Хаммурапи, Законы двенадцати таблиц, Салическая Правда, Русская Правда и другие (включая библейские 10 заповедей). Утвердив подобные законы, общество уже на ранних этапах своего развития приступило к созданию системы борьбы с правонарушениями. Справедливости ради следует отметить, что стремление к соблюдению норм поведения свойственнонетальколюдяи,ноиживотным. Многие исследователи-зоологи рассказывают о поразительных фактах "коллективного обсужоения" (весьма похожего на человеческий суд!) животными поведения своего соплеменника, нарушившего "закон стаи". В конце "суда" провинившемуся выносился приговор: его или изгоняли из стаи, или даже убивали. Человек же, естественно, действовал сложнее. Еще в античности появилась юридическая формула "Ис фецит куй продест!" (IS FECIT GUI PRODESl - лат. - "Тот сделал, кому это выгодно.'"), фокусирующая внимание людей на обстоятельствах преступления, побуждающая к выяснению вероятных его причин и к выявлению заинтересованного в содеянном лица. Так родилась следственная процедура, задачей которой является сбор и осмысление улик, свидетельских показаний, материальных следов преступного деяния. В результате в практике цивилизованного человечества сформировалась достаточно четкая и эффективная техника ведения следствия, несомненно хорошо известная всем хотя бы по общедоступной литературе и кино. Возникла и специальная наука - криминалистика. Из века в век криминалистика постепенно набирала силу и вес, используя прогресс естественных наук. К настоящему моменту она обогатилась специальной техникой, появились такие ее объективные подотрасли, как судебная медицина, судебная токсикология. Были доведены до совершенства методы антропометрии и дактилоскопии, позволяющие идентифицировать не только преступников, но и обезображенные до неузнаваемости трупы. Нет, вероятно, нужды перечислять все достижения криминалистики наших дней. Однако, несомненно, следует остановиться на разработке в середине текущего столетия комплекса приборов, известного под обобщающим названием "детектор лжи", призванного объективизировать процедуру допроса. Суть этого метооа сводится к приборной фиксации ряда неподдающихся контролю и управлению головным мозгом физиологических параметров подследственного (кровяного давления, частоты сердечных сокращений и дыхания, биопотенциалов и температуры ряда органов, электропроводности кожи и т.п.), дающих возможность объективного суждения о правдивости или лживости показаний. Однако... Давайте вернемся в прошлое. Вряд ли кому из читателей ведомо, что в далеком прошлом - то есть несколько тысячелетий назад были известны и достаточно широко использовались методы и средства объективного определения причастности или непричастности человека к преступлению, дававшие, по утверждениям современников и даже исследователей наших дней, не только возможность выявить преступника, но и сопровождавшиеся некоторыми интересными побочными эффектами, поныне не поддающиеся осмыслению. Это были своеобразные детекторы лжи.

ДРЕВНИЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ ДЕТЕКТОРА ЛЖИ

Напомню, что дочь Урана и Геи, вторая жена Зевса, богиня правосудия Фемида, традиционно изображается в виде молодой женщины, корпус которой скрыт под хитоном, глаза закрыты повязкой, в левой руке она держит весы, а в правой - опущенный меч. Принято считать, что повязка на глазах Фемиды символизирует беспристрастие, т.е. "судопроизводство ведется невзирая на лица", весы соразмерность между степенью вины и наказанием, а меч - неотвратимость кары. Однако менее известен тот факт, что один из атрибутов богини, а именно весы, на протяжении многих тысячелетий служит своеобразным детектором лжи. Но чтобы оыть абсолютно точным, замечу, что не только весы использовались в качестве "детектора лжи" в судебных разбирательствах и следствиях. Издревле было известно около десятка основных способов и средств аналогичного назначения с бесчисленным количеством их местных модификаций. Надо сказать, что закономерности, заложенные в их основу, и по сей день неведомы и непонятны. Однако высокая, насколько можно судить ныне, эффективность определения виновности у части этих методик, длительность их применения во времени, поистине безграничный ареал распространения, наряду с устойчиво повторяющимися и нередко поныне регистрируемыми побочными эффектами, позволяют думать, что их ОСОЗНАННО СОЗДАЛИ безвестные разработчики в незапамятные времена. Кто же они - безымянные создатели этих поразительных методов, изначально носивших общее название ОРДАЛИИ (от англосаксонского - ORDAL - приговор, суд), позже, уже в средние века получивших название Судов Божьих? Последнее название обусловлено существованием в ту пору представлений о непосредственном участии Бога в подобных испытаниях. Таким образом, не без оснований можно обычную во всех цивилизованных странах формулу вынесения судом приговора: "Именем Короля (республики, народа и т.п.)..." произносить в самой высокой тональности: "ИМЕНЕМ ГОСПОДА БОГА!.." А поскольку Бог - несомненный гарант справедливости и непогрешимости, то приговоры Судов Божьих обжалованию не подлежали. Что же касается наказания, то особенно в средние века существовала мягкая фраза, четко очерчивающая милосердие судей: "Предать казни милостивой и строгой... без пролития крови", а это означало сожжение на костре заживо, как были сожжены Жанна д'Арк, Ги Моле, Джордано Бруно и еще 10 000 000 лиц, имена которых известны всезнающему Господу Богу. Для читателей, сомневающихся в точности исчисления жертв Святой Инквизиции, сошлюсь на немецкого ученого Солдана, приведшего эти цифры в своих исследованиях о ведьмах. А немцы, как вы, вероятно, знаете, народ весьма пунктуальный, педантичный и четкий. Перейдем же теперь к ознакомлению с сущностью Судов Божьих.

ОРДАЛИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ (суды божьи)

Поскольку не каждый читатель может обратиться к авторитету Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, приведу цитату из этого издания. (СУД БОЖИЙ - Dei iudicum) или ордалии (англосаксонск. ordal приговор, суд) в средневековом процессе допускался, когда исчерпывались все обыкновенные средства Суда; стороны могли апеллировать от С. человеческого к С. Божию. Формы С.Б. были различны: преимущественно практиковался жребий, присяга и рота, ордалии в тесном смысле и судебный поединок. Ордалиями в тесном смысле называют испытания посредством огня и воды; спорящие вызывались сделать что-нибудь такое, что по естественному порядку вещей должно быть гибельно для них, но вследствие непосредственного участия Божества окажется безвредным. Испытание огнем состояло в держании руки на огне, в переходе через зажженный костер в одной рубашке (которая иногда покрывалась воском), в держании руками раскаленного железа, испытание водою производилось или кипящей или холодною водою; при испытании кипящей водою клали на дно сосуда с кипятком кольцо, которое обвиняемый должен был вынуть без вреда для себя; при испытании холодной водой обвиняемого, перевязанного веревкой, бросали в воду, и если он шел ко дну, то считался невиновным, если же оставался на поверхности воды, то признавался виновным (это последнее испытание объясняется языческими воззрениями на воду как на чистый элемент, который ничего нечистого в себя не принимает) . С принятием христианства появилось новое испытание - крестом; истец и ответчик ставились у креста с поднятыми вверх руками, и кто первый опускал руки или падал, тот считался виновным. Русская Правда упоминает испытание железом и водою; об ордалиях говорится в договоре русских с немцами (XIII в.); судебные акты еще в XVII в. указывают на производство испытаний водою. Из Русской Правды видно, что испытание огнем производилось посредством раскаленного железа; из поучения Серапиона (XIII в.) можно заключить, что испытание холодной водой производилось так же, как и у германцев. По Русской Правде испытание водой применялось в исках от двух гривен серебра до полугривны золотом; ордалии применялись в исках об убийстве, а также и во всех тяжбах поклепных, т.е. когда обвинитель не мог представить никаких доказательств, кроме своего утверждения; кроме татьбы, сюда относились иски об истреблении чужого имущества, но не иски, возникающие из договоров. Испытанию подвергался обвиняемый, если он не мог опровергнуть обвинение иным способом; к железу обращались также в случаях недостаточности приведенных обвинителем доказательств, когда на стороне обвинителя был послух-холоп, а не свободный человек; ордалии, следовательно, имели значение очистительной присяги, но отличались от нее тем, что допускались в более ценных исках, чем присяга, которая признавалась достаточною лишь при ценности иска до 2 гривен серебра. По мнению Пахмана, в некоторых случаях испытанию подвергался истец, именно когда он не представлял никаких доказательств обвинения. Вообще С. Божьи существовали у всех народов в первый период их жизни; кроме германцев и русских - также у индусов, евреев, греков, скандинавов, славян и др.; у индусов С. Божьи сохранились до настоящего времени. В древнейшее время суды божьи находились в ведении жрецов. Католическая церковь после бесплодной борьбы против С. Божьих приняла их под свое покровительство; в церквах находились священные орудия испытания, которое проводилось в церквах при соблюдении известных церемоний (за исключением испытания холодной водою). Под влиянием христианства появляются и новые виды С. Божьих; кроме вышеуказанного испытания крестом применялись испытания освященным куском хлеба или сыра - обвиняемый признавался виновным, если кусок застревал у него в горле. Испытание причастием применялось преимущественно к обвиняемым лицам духовного звания: предполагалось, что на виновном оно должно отозваться неблагоприятно. Весьма распространенным С. Божьим был привод подозреваемого в убийстве к телу убитого: по народному поверью, при прикосновении убийцы выступала кровь из ран убитого. К свободным людям на Западе применялись обыкновенно только судебный поединок и присяга; остальные виды С. Божьих применялись к несвободным, за которых их господа не хотели присягать; к женщинам, если они, вызванные на поединок, не находили себе заместителя (т.е. лица, по договоренности или найму согласного на участие в нем. - Ю.Р.); к свободным, которые не находили себе присяжников. Мало-помалу С. Божьи выходили из употребления, и взамен их были введены пытки. Когда на Западе стали возникать процессы против ведьм, то вновь появились С. Божьи, преимущественно испытания ведьм холодной водой; новым испытанием явилось взвешивание ведьм, которое так же, как испытание водою, основывалось на веровании, что ведьмы, имевшие сношения с дьяволом, теряли свой естественный вес. Дольше всего сохранялась форма С. Божья, заключавшегося в приведении убийцы к трупу убитого. Окончательно выходят из употребления С. Божьи на Западе в середине XVIII в. До настоящего времени С. Божьи сохранились у многих диких внеевропейских народов, преимущественно в Африке, где обвиняемый для очищения себя от вины принимает какой-нибудь сильный органический яд; если он сумеет сделать прием яда безвредным для себя с помощью какого-либо противоядия, он считается невиновным". Известный британский антрополог и этнограф XIX столетия Эдвард Тэйлор в книге "Антропология" сообщает о Судах Божиих: "Варварские законы уже в ранние времена начали призывать на помощь магическия и божественныя силы, решая трудные задачи - открыть виновных, выудить правду от свидетелей и сделать обещание обязательным. Это повело к широко распространенной системе ордалий (судебных испытаний) и клятве. Иныя ордалии действительно служили для открытия истины вследствие их влияния на совесть виновных. Это относится, например, к горсти риса, которую должны взять в рот все члены заподозренного дома в Индии и проглотить которую вору часто препятствует его нервная боязнь. Тоже делалось в Англии с corsnaed, или испытательным ломтем освященного хлеба или сыра; даже теперь крестьяне не забыли еще старой формулы: "чтоб мне подавиться этим куском, если я лгу!". Другую из немногих ордалий, еще остающихся в народной памяти, можно видеть в тех случаях, когда в каком-нибудь отдаленном фермерском доме всех заподозренных в воровстве заставляют держать Библию, которая привязана к ключу и должна повернуться в руках вора; в такой форме поддерживается гадание, практиковавшееся в классическом мире с решетом, подвешенным к остриям раскрытых ножниц. Ордалии отжили свой век и в настоящее время изгнаны из законов большинства цивилизованных народов. В наши дни, чтобы видеть признанное законом испытание раскаленным железом, приходится отправляться в такие страны, как Аравия; в Англии оно практиковалось в те дни, когда рассказывалась легенда о королеве Эмме, ходившей по раскаленным докрасна сошникам от плуга; теперь это древнее представление проделывается фокусниками в цирках. Однако даже в недавние годы известны случаи, когда английские поселяне погружали в воду какую-нибудь старую женщину, заподозренную в колдовстве, не сознавая, что они повторяют старинное испытание водою, в котором священная стихия отвергает нечестивого и принимает праведного, так что виновный плавает, а невинный тонет; этот судебный обряд составляет часть индусской книги законов Ману; в английском праве до начала XIII столетия он представлял легальное средство испытания лиц, обвиняемых в убийстве или грабеже. Ордалии, при которых подвергнутый им призывает на себя какое-либо оедствие, если он виноват, очень близки по своей сущности с клятвами. Однако при клятве обыкновенно призывается свыше будущая кара, в этой жизни или загробной; так, в русских судах в Сибири можно видеть любопытное зрелище принесения присяги остяками, когда в залу суда вносится медвежья голова, чтобы остяк мог укусить ее, заклиная этим медведя укусить его, в случае если свидетель сделает ложное показание. Судебные присяги в нашей стране носят в своих внешних приемах следы глубокой древности. В Шотландии свидетель поднимает свою руку к небу жест, которым грек и еврей орали в свидетели верховное божество и призывали божественное мщение на голову клятвопреступника. В Англии целование книги (Священного писания) происходит из обычая прикасаться к священному предмету, подобно тому как древний римлянин прикасался к алтарю или Герольд к ящику с мощами". Читатель, надеюсь, получил общее, быть может, утомившее его представление о сущности ордалических испытаний. Однако в приведенных материалах нет никаких упоминание об эффективности подобных действий, деталях их проведения и, что важнее всего, о поразительных побочных эффектах, выявляемых в процессе некоторых ордалий. А жаль. Жаль потому, что в ходе определенных испытаний (водой, весами, огнем, ядами) с древнейших времен отмечались заложенные, видимо, изначально в их основу удивительные проявления, поражающие воображение эффекты, непостижимые и сегодня феномены. Весьма вероятно, что именно они придавали подобным процедурам мистический ореол, приводили наблюдавшего их человека к мысли о несомненном и очевидном вмешательстве в судебную процедуру всемогущего и всезнающего Бога как гаранта справедливости. Остальные же ордалические испытания, такие, как жребий, присяга, судебный поединок, свидание с трупом, протекали, как можно понять, всегда обыденно, без нарушения тысячелетиями сформировавшихся представлений о возможном и вероятном, не возбуждая особых эмоций у очевидцев. Не по этой ли причине в средневековых хрониках и в свидетельствах путешественников и исследователей последних лет описания последней группы Судов Божьих весьма редки? В силу сказанного дальнейший рассказ о Судах Божьих будет вестись в основном о первой группе - парадоксальной - ордалических испытаний и будет включать детальное изложение фактического материала и сути наблюдаемых при этом эффектов, поразительно ярких, самобытных, неподвластных рассудку, насыщенных элементами таинственного и непонятного. На второй же группе ординарной - мы остановимся лишь вкратце. Парадоксальная мысль об изначально заложенных в основу ряда ордалических процедур и поныне необъяснимых эффектов не дает покоя, не укладывается в прокрустово ложе догматов современных представлений об истоках знания. Приведенные ниже факты, безусловно, интересны, и нам надлежит найти им объяснение. Перейдем к ознакомлению со свидетельствами разных лет.

СВИДЕТЕЛЬСТВА РАЗНЫХ ЛЕТ: ГРУППА ПАРАДОКСАЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ (водой и весами, ядами, огнем)

ИСПЫТАНИЯ ВОДОЙ И ВЕСАМИ

Объединение этих двух разновидностей испытаний оказывается возможным из-за очевидного сходства побочных эффектов, выявляемых во время их применения. Установить точное время зарождения этих испытаний ныне невозможно. Дата первого их применения теряется во мраке тысячелетий. Известный отечественный востоковед Б.А.Тураев пишет: "Еще Урукагина (Царь Лагаша, вторая половина XXIV в. до нашей эры. - Ю.Р.) хвалится: "Прежде женщины безнаказанно жили с двумя мужьями, а теперь их за это бросают в воду", обвинение замужней женщины со стороны кого бы то ни было требовало Суда Божья: жена прыгала в реку, и невиновность ее могла быть доказана только тем, "что река ее охватывала" (то есть она погружалась в воду, тонула. - Ю.Р.) и она оставалась невредима". Сходное испытание описывается и в священной древнеиранской книге Авеста (около IX-VII вв. до нашей эры). Позже, в Индии, в Законах Ману, известных нам в списке II в. до нашей эры, в главе VIII говорится: "114. Или следует заставить [обвиняемого ] взять огонь, погрузиться в воду или прикоснуться к голове жены и сыновей в отдельности. 115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставит подняться вверх и [с кем] вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве". В начале нашей эры испытания водой применялись древними кельтами, франками, лангобардами, норманнами, жившими некогда на территории Западной Европы. О применении обоих этих методов в Индии на рубеже 1-II тысячелетий нашей эры свидетельствует известный хорезмийский ученый Абурейхан Бируни (973-1048). Не обошли подобные испытания и территорию России. Так, путешественник XII века Абу Хамид Ал-Гарнати свидетельствует: "Славяне храбры. Они придерживаются византийского толка несторианского христианства. А вокруг них - народность, живущая среди деревьев, бреющая бороды. Живут они на [берегах] огромной реки и охотятся на бобров в этой реке. Мне рассказывали о них, что у них каждые десять лет становится много колдовства, а вредят им женщины из старух-колдуний. Тогда они хватают всех старух в своей стране, связывают им руки и ноги (обратите на это внимание! - Ю.Р.) и бросают в реку: ту старуху, которая тонет, оставляют и знают, что она не колдунья, а которая остается поверху воды - сжигают на огне!" Вышеприведенное свидетельство подтверждается известным русским проповедником XIII столетия Серапионом Владимирским. В IV Поучении он пишет: "Вы же воду послухомь постависте и глядите: аще оутопати начнет, неповинна есть; аще ли попловеть, волховъ есть"! Что же касается пребывающей в лоне католической церкви Западной Европы, то она пошла много дальше. Распростершая над ней, начиная с XIII столетия, свои крылья Святая Инквизиция приняла на вооружение как испытания водой, так и весами. Ретиво приступив к искоренению ереси и колдовства, Инквизиция, трудившаяся денно и нощно во славу божию, дымом своих инквизиционных костров затмила даже свет Солнца. Дело было поставлено "на поток". Своеобразные "шоу" представляли массовые испытания водой и сожжения выявленных колдунов, чародеев и еретиков. Известны случаи, когда в одном аутодафе находили смерть в огненной купели до 400 человек сразу! Мудрено ли, что многие города и другие населенные пункты обезлюдели! Несомненно, что массовость и открытость этих процедур для всех желающих привели к появлению множества весьма совпадающих свидетельств, описывающих поразительные эффекты, наблюдавшиеся в ходе испытаний такого рода. Итак, в Западной Европе, находившейся во власти Святой Инквизиции, судьба подозреваемых в связи с дьяволом или колдовстве испытывалась водой и... весами, принятыми на вооружение католической церковью. "При чем тут весы?" - спросите вы. Как ни странно, но считалось, что весы давали возможность объективно оценить виновность или невиновность подозреваемого! Давайте, не касаясь пока результатов ритуальных взвешиваний, познакомимся с историей возникновения весов и их точностью в то время. Хочу обратить ваше внимание на то обстоятельство, что одно из древнейших занятий человечества - торговля, ныне охватившее чуть ли не поголовно население нашей страны, было немыслимо без меры и веса. Считают, что первые весы появились более 6 тысяч лет назад. Их изображение мы видим на пирамиде в Гизе. Теорией весов занимались столь известные ученые древности, как Аристотель, Евклид, Архимед. Уже в средние века арабы изготовляли и применяли весы с точностью около 0,005 грамма! Наиболее точны и конструктивны коромысловые равноплечные чашечные весы. Такие средневековые весы сохранились в рабочем состоянии и демонстрируются ныне в городской ратуше города Оуде-Ватер (Нидерланды). Интересно, что именно они по рекомендации Карла V были использованы трибуналом Святой Инквизиции для взвешивания колдунов и чародеев и послужили прототипом для изготовления весов аналогичного назначения в ряде городов Западной Европы (например, в городе Сегед в Венгрии). Издавна человечество проявляло заботу о соблюдении меры и веса, вырабатывало и вводило рекомендации, законы, направленные на неукоснительное соблюдение метрологических норм. Ратовали за то и религиозные институты. Так, например, в ряде ветхозаветных книг Библии имеются места, посвященные метрологии: "Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный" (Третья книга Моисеева. Левит. 19.36). "Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое - мерзость перед Господом" (Книга Притчей Соломоновых. 20.10). "Да будут у вас правильные весы и правильная ефа и правильный бат" (Книга Пророка Иезекииля. 45.10). И в других странах издревле вопросам метрологии уделялось пристальное внимание. Так, Джавахарлал Неру в книге "Открытие Индии" пишет: "В "Артхашастре" приводятся единицы мер и весов, которые были в ходу в Северной Индии в IV веке до н.э. На рынках осуществлялось тщательное наблюдение за весами". Отмечу, что "Артхашастра" - древнейший индийский трактат, собрание наставлений по вопросам управления государством. И позже, например, в священной книге мусульман Коране, представляющем собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, притч, произнесенных основателем ислама Мухаммадом в Мекке и Медине в 610-632 годах нашей эры, в ряде сур содержатся рекомендации о необходимости строгого соблюдения меры и веса. На Руси же известен новгородский "Устав великого князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах торговых", датированный началом 1136 года. Его параграф 15 гласит: "Торговыя вся весы, мерила и скалвы вощаныя, и пуд медовый, и гривенка рублевая, и всякая известь, иже на Торгу промежи людьми от бога тако установлено есть, епископу блюсти без пакости, ни умалити, ни умножити, а на всякий год извещивати. А скривится, а кому приказано, а того казнити..." Как видим, весы с древнейших времен являлись прибором гарантированной высокой точности, подвергались периодическим поверкам, и к их показаниям следует относиться с доверием. Вернемся к испытаниям. Инквизицией применялись два равноправных способа испытаний - водой и весами. В чем же они заключались? Испытания водой, как уже говорилось, имели массовый публичный характер. Для них использовались открытые пространства рек, озер, прудов, то есть пресноводных бассейнов. Раздетого испытуемого связывали крестообразно (то есть большой палец правой руки привязывали к большому пальцу левой ноги, и наоборот) и на длинной веревке, конец которой оставался в руках члена суда, проводившего испытание, бросали в воду. Подозрение снималось, если испытуемый начинал тонуть. Но его вина считалась доказанной, если он плавал на поверхности, его ждал костер! Так, например, на острове Сокотра, принадлежащем Республике Йемен и расположенном в Аравийском море, мы встречаемся с уже знакомой нам "технологией" испытаний такого рода либо с их модификацией. Доктор исторических наук Виталий Фрумкин в статье "Остров блаженства", опубликованной в журнале "Вокруг света", пишет: "Когда у кого-либо из сокотрийцев начинался падеж скота, вызванный эпидемией, он обращался к знахарю - "маколе". Тот обычно указывал на какую-нибудь женщину, которая-де колдовством погубила скот. Владелец животных в этом случае мог подстеречь ее и убить, но мог и пожаловаться султану. Тот устанавливал судилище, удивительно похожее на суды над ведьмами в средневековой Европе. Если связанная женщина тонула, ее признавали невиновной, если же она всплывала, ее ждало наказание: смерть или высылка с острова". Очевидцы подобных испытаний утверждали, что связанные таким образом подозреваемые находились в воде нередко до получаса и плавали, практически не погружаясь в воду, подобно пробке или "туфельному дереву". (Замечу, что в ту пору для изготовления обуви в Европе использовали тополь, вербу и ольху.) Познакомимся и с испытаниями весами. Ныне трудно сказать; как и почему Инквизиция пришла к этому способу испытаний. Некоторые исследователи полагают, что это было вызвано сложностью проведения испытания водой, требовавшего связывать испытуемых, а ведь порой одновременной проверке подвергалось до сотни подозреваемых. Представьте, сколько времени их связывали. Были, однако, и другие обстоятельства. Хотя английский король Яков в "Демонологии" и утверждал, что вода не принимает ведьму, поскольку она стряхнула с себя святую воду крещения, возникали сомнения в справедливости подобной аргументации. Так, известна масса библейских персонажей, чья святость обусловливала способность к хождению по воде "яко по суху". Сомневаться же в авторитетности Библии было опасно и противоестественно. Поэтому и встал вопрос - не является ли непогружение в воду проявлением святости, а не демонстрацией мощи демонических сил? Не следует ли сжигать тех, кто плавает, а освобождать тонущих?! Обсуждение было длительным и серьезным. Ученые медицинского и философского факультетов Лейдена в 1594 году высказались против доказательности испытаний водой... Раздавались голоса, предлагавшие заменить испытания водой "хорошо зарекомендовавшей себя" пыткой. Действительно, под пыткой можно было получить любые показания, достаточные для суда (пример тому - процесс тамплиеров). Однако Инквизиция почему-то цепко держалась за древние способы испытаний водой и весами. При испытании взвешиванием обвинение снималось с подозреваемого, если его вес превышал некоторую определенную величину. Но горе, если он весил меньше - вина его считалась доказанной! Несчастного ждал костер! Величина критического веса в разных местах была различной. Так, в уже упоминавшемся городе Оуде-Ватер (Нидерланды) он был равен 49,5 кг, в Мюнстере -55 кг, а в некоторых местах он был установлен в II-14 фунтов, то есть 4,4-5,6 кг, - это вес грудного младенца! Итак, критерием, неопровержимо определявшим причастность испытуемого к чародейству, был малый вес. Казалось бы, все обвиняемые должны быть оправданы - ведь не может взрослый человек весить меньше грудного младенца?! Поэтому несомненно интересно, как же минимальный вес был официально зафиксирован? В одной из газет Австро-Венгрии начала XVIII века сообщается: "Когда недавно здесь в Сегедине (ныне город Сегед на юго-юго-востоке нынешней Венгрии. - Ю.Р.) несколько лиц было арестовано по обвинению в чародействе, то, согласно здешнему обычаю, их подвергли испытанию... их положили на весы, чтобы свесить; при этом удивительно, что большая толстая женщина весила не более 1,5 лота, ее муж, который тоже был не из маленьких, имел 1,25 лота". А поскольку австрийский лот равен 17,5 г, то газета свидетельствует, что взрослые мужчины и женщины при взвешивании "потянули" всего-то на 20-30 г?! Поразительные противоестественные цифры, невольно вызывающие сомнение, пооуждают нас выйти из положения, предположив фальсификацию или мистификацию. Сразу же оговорюсь, что считать точным взвешивание столь малых масс (десятки граммов!) на городских весах, очевидно, предназначенных для взвешивания крупных партий товара порядка 200-250 кг, - нонсенс! Однако при этом можно с достаточным основанием считать, что вес подозреваемых в данном случае был, видимо, поразительно мал, что, несомненно, вызывает удивление. Сомневаясь, роемся в книгах, хрониках, где натыкаемся на большое число парадоксальных сообщений. Факт широкого распространения этих способов определения причастности к колдовству и к преступлениям достоин удивления не меньше, чем парадоксальные детали подобных испытаний. Но с какой стати мы доверяем свидетельствам протоколов Инквизиции, показаниям очевидцев, публикациям старых газет? Ведь описания испытаний водой и весами могут быть следствием обмана? Вспомним уже упоминавшуюся ранее древнюю юридическую формулу: "Сделал тот, кому выгодно!" Кому же могла быть выгодна подобная фальсификация? Как ее можно было реализовать, если испытания проводились при скоплении большого количества зрителей? Очевидно, сразу же следует исключить заинтересованность в ней обвиняемого. Что же касается судей, то зачем им устраивать такие сложные испытания, чтобы потом фальсифицировать результаты. Можно было бы изобрести что-нибудь и попроще! Хотя бы применить пытку. Вспомнив, что свидетели публичных испытаний водой часто заявляли, что многие испытуемые подолгу плавали на поверхности, подобно "туфельному дереву" или пробке, почти не погружаясь, мы вынуждены искать средства, используя которые, Святая Инквизиция могла добиться указанных результатов. Сначала напомню, что испытуемые связывались крестообразно! Вы представляете себе, в какой позе пребывал связанный подобным образом человек? Она напоминает классическую позу "поплавок", используемую в начальной стадии обучения плаванию. Но в подобной позе лицо человека, брошенного в воду, находится в воде! Лишь какой-то участок спины выдается из-под воды! Где уж тут продержаться несколько минут! Затем, поскольку испытуемых бросали в воду на длинной веревке, конец которой находился в руках ответственного за проведение испытания члена инквизиционного трибунала, можно предположить его злонамеренное участие в фальсификации посредством приложения некоторой силы к веревке. Но малейшее натяжение веревки, конечно же, тут же было бы замечено многочисленными зрителями. Кроме того, лишь в случае проведения испытания в водоеме с крутыми берегами либо с мостков можно было хотя бы частично компенсировать вес находящегося в воде испытуемого посредством натяжения веревки. В обычных же условиях подобное действие привело бы лишь к горизонтальному перемещению испытуемого по поверхности воды, его "буксировке" в сторону тянущего веревку. Но, может быть, дело в другом? Медики знают, что при истерии в организме человека нередко скапливается значительное количество газов в желудке и кишечнике. Умело подобрав предваряющую испытание диету, можно было бы вызвать искусственный метеоризм у испытуемого, что привело бы к непогружению. Но... для получения удельного веса 0,5 (плотность сухого дерева) для человека весом 70 кг потребно около 7 ведер газа, что многократно превышает объем желудочно-кишечного тракта человека. Столь же маловероятна фальсификация результатов взвешиваний. Дошедшие до наших дней в рабочем состоянии весы Оуде-Ватера не фигурировали в печати как прибор ухищренный. В свое время на них добровольно взвешивались добропорядочные бюргеры для упрочения репутации и... никаких упреков не было! На них и по сию пору постоянно взвешивают туристов, за небольшую плату получающих экзотический сертификат о непричастности к колдовству. Дотошные туристы, надо полагать, знают свои вес, но и они ни разу не опротестовали результаты взвешиваний! Сохранившийся комплект гирь (разновес) Оуде-Ватера, изготовленный из чугуна, также не описывался как неточный, фальсифицированный. Да и фальсифицировать-то его нельзя по следующим соображениям. Примем средний вес человека равным 70 кг, что в 12-15 раз превышает "весовой критерий" ведьм тех мест, где он был равным 4,4-5,6 кг. Тогда фальсифицированная гиря должна была, имея обычные привычные размеры, весить в 12-15 раз больше! Но даже применение драгоценнейшей платины в качестве материала гири не спасает положения, ибо ее удельный вес всего лишь в 3 раза выше удельного веса чугуна! А как получить парадоксальные результаты взвешиваний, приведенные в газете 1728 года? Нет на Земле материала, пригодного для изготовления подобного разновеса! Итак, парадоксальные результаты испытаний водой и весами придется, видимо, допустить, принять. Но в этом случае им должны быть найдены какие-то подтверждения, аналогии в повседневной жизни, в наблюдениях ученых. К тому же просматривается четкое соответствие наблюдаемого при испытании водой закону Архимеда, показаниям весов, что вряд ли могло быть осознано, а тем более положено в основу этих испытаний в далекую пору их создания. Интересен обзор литературы для выявления эффектов, сходных с описанными выше. По возможности приведу все имеющиеся в моем распоряжении и относящиеся к данному вопросу факты. Допуская возможность существования некоего феномена, излагаю материал в последовательности нарастания его проявлений от предположительно зародышевых форм к развитым и явственным. Вначале вспомним о распространенном парадоксально странном обывательском представлении о посмертном увеличении веса тел животных и человека. Не цитируя за недостатком места имеющиеся у меня сообщения подобного рода, отмечу единодушное описание посмертного утяжеления тела как четко ощущаемого объективного параметра. Интересно, что санитары медсанбатов, во время Отечественной войны занимавшиеся транспортировкой раненых на носилках, утверждают единодушно, что нагрузка на руки в момент смерти раненого резко возрастала. Замечу, что наука не признает и не отрицает официально реальность этого представления. Лишь порой в печати проскальзывают отдельные попытки объяснения появления этого представления за счет расслабления мышц тела в момент смерти, что и ощущается несущим как мнимое его утяжеление. Наряду с этим известны факты, которые можно истолковать в пользу возможности прижизненных изменений веса тела отдельных лиц. Так, спортсмен Игорь Тер-Ованесян, описывая рекордный прыжок в длину Боба Бимона 18 октября 1968 года на Олимпийских Играх в Мехико, свидетельствует: "Наблюдая выдающихся танцовщиков, я не раз восхищался их удивительной способностью как бы зависать в воздухе на какое-то мгновение во время прыжка. Это зависание, которое называется у них "баллон", с трудом поддается тренировке и в большинстве своем является врожденной способностью. У Бимона в середине полета, даже больше во второй его половине, когда другие прыгуны камнем падают вниз, произошло это чудо - "баллон", и он завис над прыжковой ямой, словно на невидимом парашюте". Нечто сходное отмечается и в заметке "Победный финал заокеанского турне", опубликованной в газете "Московский комсомолец" от 23 ноября 1978 года. "ЛИТТЛРОК (штат Арканзас). 22 ноября. За команду хозяев выступил один из популярнейших в Америке игроков защитник С. Манкриф, обладающий феноменальной прыгучестью, отличным броском издали и поразительным уменьем держаться, "парить" в воздухе". Не менее удивительны и свидетельства ряда врачей. Так, известный отечественный психиатр П.И.Ковалевский пишет: "ПАДЕНИЕ ВЕСА ТЕЛА. Я первый указал на то, что приступы эпилепсии сопровождаются последовательною потерею веса тела эпилептика, причем эти потери бывают как при соматической, так и при психической эпилепсии. Эта весовая потеря может обусловливаться разнообразными причинами, способствующими распадению тканей организма и выведению их мочою, дыханием и проч... Исследования веса тела эпилептиков фере показали, что в некоторых случаях падение достигало 700 г, а после приступа психической эпилепсии - 13 кг". Однако известно, что тело человека на 65% состоит из воды. При этом установлено неопровержимо, что потеря 10% влаги ведет к серьезным нарушениям в функционировании организма, а при дефиците 20% неизбежен летальный исход! Выскажу соображения прикидочного характера. При расчете подъемно-транспортных механизмов ныне средний вес человека принимают равным 70 кг. Увеличим его до внушительной величины 100 кг. В организме такого веса общее количество воды равно 65 кг, а 13 кг составляют в этом случае пресловутые 20%, то есть летальную утрату воды! Однако Ковалевский говорит о больном, а не об умершем! Что, если зафиксированное парадоксальное уменьшение веса в данном случае обусловлено иными причинами? К тому же известны и другие не менее странные свидетельства ряда выдающихся медиков. Так, психиатр Пауль Рише сообщает: "Елизавета Дельвинь, 25 лет, получила 6 мая 1709 года приступ необыкновенной и удивительной болезни, которую приняли за каталепсию... все части ее тела боли не чувствовали... Но что более всего удивляло и поражало - это необыкновенная легкость всех ее членов; приподнятая рука казалась легкою, как перышко, и сохраняла сообщенное ей положение. Если приподнимали другую руку, она также оставалась приподнятою. Поднимали ли больную совсем или наполовину - она оставалась в таком положении. Наконец ее замечательно легко было поднять". Следующее свидетельство принадлежит доктору Ю.Кернеру, с ноября 1826 по май 1829 (то есть до смерти больной!) наблюдавшего удивительную больную Фредерику Гоффе. Он сообщает: "Когда ясновидящую в этом состоянии (то есть в состоянии сомнамбулизма. - Ю.Р.) сажали в ванну, получались необыкновенные явления. Ее ноги, руки, грудь и нижняя часть тела невольно всплывали на поверхности воды в силу странной эластичности. Лица, ухаживающие за ней, употребляли все усилия для того, чтобы держать ее тело под водою, но не могли этого достигнуть. Эта особенность напоминает нам опыты, производимые над колдуньями. Без сомнения, большею частью это были люди, находившиеся в магнетическом состоянии и способные, таким образом, плавать на воде вопреки законам физики. Андрей Молерс указывает на одну женщину, жившую в 1620 году, которая, находясь в магнетическом состоянии, внезапно поднялась на воздух со своей постели в присутствии многих свидетелей, и летала на высоте нескольких метров. Горст говорит об одном человеке, который в присутствии многих свидетелей, достойных доверия, поднялся на воздух и летал над головами присутствовавших лиц, они бегали за ним из боязни, чтобы он не упал и не расшибся". В предисловии к английскому изданию книга сказано: "Сама ясновидящая и другие лица бывали подняты на воздух без всякого вмешательства человеческой помощи. Несколько раз ее тело держалось НАД (! - Ю.Р.) водою, никакие человеческие усилия не могли погрузить его в воду". Приведенные выше свидетельства настолько противоречат здравому смыслу, современным представлениям о физических законах, господствующих в мире, что нередко относятся к категории мистики. Но мистика - это философия, концепция, интерпретация, а не само явление, которое не несет никакой ответственности за чье-то скудоумие. Что же касается феномена левитации, а именно так официально именуется способность человека подниматься в воздух и парить без применения механических средств, то о нем сообщают то как о субъективном, то как об объективном эффекте. Поражает стабильная убежденность в реальности левитации представителей разных стран и народов, начиная от неграмотного населения Южной Азии и кончая титулованными европейцами, получившими блестящее образование, а также учеными с мировыми именами. Вот некоторые свидетельства разных лет. Юрий Маслов в еженедельнике "Неделя" в материале под заголовком "Над скалами и снегами" сообщает, что на старом магометанском кладбище высокогорного селения Чираг, расположенного в Агульском районе Дагестана, есть могила какого-то святого, надпись на которой гласит: "Здесь покоится человек, который мог летать!" За давностью лет никто не может сказать, как именно летал этот человек, как его звали. В ответ на мое письмо Юрий Маслов выслал фотографию могилы этого святого. Мое желание побывать на кладбище селения Чираг пока, к сожалению, осуществить не удалось. В ряде случаев отмечается абсолютная уверенность людей целого региона в существовании левитации. Так, известный британский альпинист Хиллари в книге "На холодных вершинах" пишет о представлениях жителей Непала шерпах: "Существуют также лунг-па - ламы, которые посредством медитации достигают такой степени чистоты, что становятся невесомыми и могут путешествовать быстро, как ветер. Шерпы уверены, что они наделены способностью облетать район главных тибетских монастырей - а это путь в шесть тысяч пятьсот километров - за восемь дней. Они верят в левитацию". Его соотечественник Аустин Уоддель в книге "Лхасса и ея тайны" сообщает: "Нам сказали, что еще более знаменитая община отшельников того же ордена находится в нескольких милях отсюда, в Шалу, и славится черной магией. Там есть подземелье, в котором человека запирают на 12 лет; в это время он старается приобрести волшебные силы при помощи индийских заклинаний и волшебных слов. Серьезно передаются глупые разговоры о случившихся там чудесах. Через двенадцать лет анахорет выражает желание вернуться к внешнему миру и начинает дуть в трубу из человеческой берцовой кости. При первом же порыве дыхания все, что ему принадлежит, чудесным образом вылетает на поверхность сквозь маленькое отверстие не просторнее замочной скважины. При втором дыхании наружу выходит он сам через такую же маленькую дырочку, сидя в хорошо известной позе Будды, со скрещенными ногами. Тогда его испытывают, чтобы посмотреть, приобрел ли он магическую силу не бросать тени, сидеть на вершине пирамиды из ячменя, не потревожив ни одного зерна, летать по воздуху и т.п. "Но, - прибавили с грустью рассказчики, - очень немногие выдержали это испытание, хотя многие подвергались ему". Добро бы дело кончалось обывательскими наивными представлениями населения зон, удаленных от культурных центров, людей зачастую неграмотных. Но им вторят и образованные европейцы. Так, в майском номере журнала "Вестник Европы" за 1897 год помещены выдержки из переписки графа А.Н.Толстого и приводится рассказ какой-то иностранки, проведшей несколько месяцев в гостях в имении Толстых в Пустынке. Гостья была непомерно заинтригована замеченной ею на потолке высоченного зала деревенского дома Толстых какой-то карандашной надписью. Разыгравшееся любопытство побудило, наконец, ее спросить графиню, как, кем и когда это было сделано? "Юмом, - ответила графиня, - когда он гостил у нас. В один из сеансов, впав в медиумический сон, Юм поднялся кверху и стал летать по комнате над нашими головами, потом опустился, взял со стола карандаш и, поднявшись до потолка, написал нам на память эти несколько слов". Надо сказать, что англичанин Дэниэл Дуглас Хыом (или Хоум), или, как его именовали в России, Юм, был выдающимся медиумом XIX столетия. Он приезжал в Россию по приглашению кружка спиритов, в который входили братья Аксаковы, химик А.М.Бутлеров, профессор (зоолог) Н.П.Вагнер, В.О.Ковалевский (супруг математика Софьи Ковалевской) и другие. Он, как правило, останавливался в доме Бутлерова, будучи женат на сестре жены последнего, урожденной Аксаковой, и охотно демонстрировал свои потрясающие способности. О его способностях левитировать я расскажу ниже. О левитации пишут антропологи, этнографы, ученые других специальностей. Так, известный британский ученый Эдвард Тейлор в книге "Первобытная культура" свидетельствует: "Буддийские летописи рассказывают о чудесном поднятии на воздух самого Гаутамы (т.е. Будды. - Ю.Р.), точно так же, как и других святых, например его предка Мага Самматы, который таким ооразом мог сидеть на воздухе без всякой видимой поддержки. Считается даже возможным подниматься и двигаться в воздухе и без обладания "совершенством". Для этого требуется только состояние восторженного экстаза. Замечательное упоминание об этом действии, выполнявшемся будто бы индийскими брахманами, дает относящаяся к третьему столетию биография Аполлония Тианского. Об этих брахманах говорится, что они поднимались на воздух почти на два локтя от земли (около 90 см. - Ю.Р.) и притом не ради чуда (подобным честолюбием они пренебрегают), а потому, что такое положение более удобно для поклонения солнцу... Однако в новейших рассказах о бесноватых поднятие на воздух описывается так, как будто оно происходит не субъективно, а объективно. В 1657 году некая Джэн Брукс заколдовала Ричарда Джонса, резвого двенадцатилетнего мальчика. Видели, как он поднимался в воздух и проходил над садовой стеной в 30 ярдов высоты (то есть около 27 метров! - Ю.Р.) Серрейского бесноватого Ричарда (1689) сатана поднимал в воздух и опускал вниз. Когда начинались припадки, его внезапно как будто срывало со стула, словно он собирался лететь, но те, кто держал его, висели на его руках и ногах и крепко хватались за него. Один рассказ о случае в Морсине, в Савойе, говорит, что в 1864 году невидимая сила держала больного в продолжение нескольких секунд или минут над кладбищем в присутствии епископа. Имеется множество подобных описаний. Как их расценивать? Не являются ли они результатом мистификации, обмана? Сомнения закономерны. Однако замечу, что в конечном итоге легковер столь же далек от истины, как и его непримиримый противник - скептик! В каждом деле не следует "перегибать палку". Кроме того, каким критерием следует пользоваться для отбора достоверных свидетельств из массы имеющихся? Кому верить? Епископу? Врачу? Спортсмену? Журналисту? Ученому? Государственному деятелю? Кто из них и какие именно гарантии должен предоставить общественности в доказательство справедливости своих слов? Ведь честность не является профессиональным качеством! Кроме того, суд любой страны удовлетворяется устными показаниями очевидцев. Можем ли мы быть придирчивее? Конечно, нельзя полностью исключить мистификацию, фальсификацию и обман всякого рода и гарантировать стопроцентную достоверность описанных случаев, оезусловно могут иметь место ошибки, неточности, даже преднамеренный обман. Однако можем ли мы подозревать в обмане таких свидетелей явления, как виднейшего английского физика-экспериментатора Вильяма Крукса, за научные труды удостоенного рыцарского звания; врача Хоуксли, супругов Кюри, Эдиссона, Ломброзо, Анри Бергсона, директора Британского музея лорда Линдсея, профессора Кизера, врача Шарпиньона, профессора Бэра? Их имена в Золотой Книге Человечества! К чему им лгать? Наше сомнение должно порождать критичность мышления, а не высмеивание и подозрительность! Легче всего отмахнуться от объяснения вообще. Мол, все это обман, фокусы, ловкость рук. А фокус не должен и не может быть объектом исследования ученых, ибо явления нет, оно фальсифицировано. Но это не аргумент! Фокусники показывают и машинки для печатания банкнот, что не исключает существования статей уголовного кодекса и наказания фальшивомонетчиков и не мешает денежному обращению во всех странах. Кроме того, будь полеты такого рода измышлены, можно было бы ожидать "фантазии по известному образцу", появления рассказов о чем-то аналогичном существующему в природе, для правдоподобия выдумки. И хотя в сказках фантазии предостаточно, здесь ее недостало, и человек придумал беспрецедентный (для тех лет!), похожий на аэростатический пояет совершеннейшую нелепицу, вызывающий внимание и недоверие. Это также можно рассматривать как косвенное Доказательство истинности явления. Обратимся к авторитетному справочному изданию "Британской энциклопедии". В 13-м ее томе, вышедшем в 1946 году, имеется статья "Левитация". Привожу ее полный перевод: "ЛЕВИТАЦИЯ - подъем тела в воздух без применения механизмов. В Пуранах (Индия) имеется точный санскритский эквивалент laghiman от laghu - легкий, лат. levis, определяемый как "сверхъестественная способность становиться легким по желанию". Аналогичная способность описывается и в буддийских Сутрах. В "Философии магического" Сальверте пишет: "Восторженные ученики Ямолинуса (умер в Шалу в 333 году) утверждали, что когда он проповедовал, то возносился на высоту в 10 локтей (около 4,5 м. - Ю.Р.) над землей". Самым замечательным из современных сообщений о левитации является история Иосифа Копертинского (1603-1663), названного так по деревне в Южной Италии между Бриндизи и Отранто. После принятия во францисканский орден о нем сообщали, что "он часто поднимался и оставался висящим в воздухе". Поскольку такие явления, когда они происходили публично, вызывали волнения и смущали общину, то Иосифу в течение 35 лет не разрешали посещать клирос и для него была приготовлена отдельная часовня". Он предавался строгому умерщвлению плоти и посту. О Даниэле Дугласе Хоуме (1833-1886) г-н (позднее сэр Вильям) Крукс F.R.S. пишет в Quartern Journal of Science (январь 1874), редактором которого он был: "В трех отдельных случаях я видел его поднятым над землей в присутствии такого же числа различных лиц и слышал из уст трех свидетелей о наиболее потрясающем явлении того типа (граф Данревен, лорд Линдсей, капитан Уинн) очень подробный отчет о том, что имело место... Накопилось огромное количество свидетельств, подтверждающих левитации господина Хоума". Это потрясающее явление произошло в доме Эшли в Лондоне 16 декабря 1868 года. Хоум, который был, как полагают в трансе, вышел из одного окна и влетел в другое на расстоянии семи футов и на высоте 70 футов от земли (1 фут " 30,5 см. - Ю.Р.). В этом также оыли убеждены др. Чемберс и др. Локарт Робинсон. Левитацию имитировали на сцене многие фокусники, например Роберт Гудини, но при совершенно других условиях". Весьма примечательна концовка статьи энциклопедии, проводящая четкую границу между реальным природным явлением и его имитацией фокусниками. В приведенном обзоре представлены разнообразные свидетельства очевидцев и высказывания исследователей, в той или иной мере относящиеся к затронутому вопросу. Упреждая упреки в тенденциозности подбора приведенного материала, отмечу, что тенденциозность не порочна по сути своей. Она лежит в основе любой систематизации, классификации, учебного процесса, обеспечивая показательность выявления общего, закономерного. Тенденциозность количеств, связей и конфигурации элементов технических устройств обеспечивает организованность, гармоничность их взаимодействия, получение заданных эффектов и свойств системы или конструкции. На основе сказанного приходим к мысли о существовании некоего, поражающего воображение "противоестественного" феномена, на протяжении тысячелетий отмечаемого в разных местах земного шара. Обобщим известное, касающееся, так сказать, развитой его формы, то есть собственно левитации, сопровождающейся отрывом тела от поверхности опирания и "парением" в воздухе без применения механических средств.

Эффекты, предваряющие и сопровождающие левитацию 1. Левитации подвержены и мужчины и женщины разного возраста. Однако наиболее часты случаи левитации женщин в переходном возрасте созревания, в католической церкви именуемым конфирмационным, на Руси - отроческим. 2. Можно полагать, что левитация связана с общим состоянием организма и наиболее часто проявляется при расстройствах или заболеваниях нервной системы и психики. 3. Непременным условием левитации является предваряющее ее состояние нервного возоуждения (перевозбуждения?), чаще положительного (волнения, подъема, религиозного экстаза и т.п.), реже отрицательного характера (страха, испуга и т.п.), или состояния транса. 4. Левитация, за редким исключением, непроизвольна и неуправляема. 5. Отмечены левитации как на открытом воздухе, так и в зданиях, даже церквах, независимо от материала постройки и этажности. 6. Чаще всего отмечается подъем по вертикали с последующим спуском в точку старта, значительно реже - движение по сложной траектории. Известный случай полета по баллистической кривой (через реку) имел место, когда побуждаемый испугом мальчик до левитации бежал, по наблюдению очевидцев взлетел, перелетел через реку и благополучно опустился на противоположном берегу в сухой одежде. Сложная пространственная траектория - полет Дэниэла Хоума. 7. Интересно, что нет сообщений о "скольжении" левитанта в самом начале подъема, при отрыве от земли. 8. Высота подъема: чаще всего до 10 см, реже - порядка 1 м, весьма редки подъемы на десятки метров. Максимальная отмеченная высота порядка 25-50 метров (до купола церкви). 9. О времени суток преобладающего числа наблюдений левитации указаний нет. 10. Длительность пребывания в отрыве от поверхности опирания по имеющимся данным варьирует в пределах от нескольких секунд до J часов, с наиболее частым упоминанием малой длительности. 11. Об очевидной привязке к определенной географической точке сведений нет. 12. Левитация, как правило, неприятна и неожиданна для самого левитанта, ставит его в неловкое положение, смущает, беспокоит, страшит, ибо он беспомощен в полете, нередко испуган. Смущение, испуг и страх (иногда ужас) испытывают и очевидцы. 13. Некоторые левитанты ощущают в полете легкость во всем теле и наличие какой-то подъемной силы (место ее приложения по субъективным оценкам голова или ноги). 14. Отмечены редкие случаи левитации с отягощающей массой (вместе со стулом, некоторыми вещами в руках). 15. Существуют довольно редкие упоминания о "боковом сносе тела левитанта" под влиянием быстроперемещающегося поблизости другого лица. 16. В некоторых случаях отмечается свечение тела (реже - одежды) левитанта. Цвет свечения описывают как золотистый или желтоватый. 17. Порой отмечаются тепловые эффекты, сопровождающие левитацию (охлаждение левитанта, нагрев окружающего пространства). 18. Нередко левитант после спуска не помнит о случившемся. 19. Есть сообщения о наследовании способности левитировать. 20. Как правило, левитант как во время полета (даже при ударе, например, о перекрытие здания), так и при посадке не получает никаких повреждений. Почему? Вследствие малой скорости подъема или плавности этого процесса? Либо это связано с изменением инерции его тела? Поразмыслим об известном Вынужден выразить сомнение в правомочности древних представлений (и этимологии термина "левитация"), что феномен связан с временным умалением веса тела левитанта. Почему? Допустим, что это мнение верно, и вес тела левитанта под влиянием неустановленных причин устремляется к нулю. Несомненно, что тело левитанта, пребывающее на дне "пятого океана" атмосферы, подчиняется закону Архимеда, всем известному со школьной скамьи. Он гласит: "На тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, численно равная весу жидкости или газа, вытесненных телом". Проведем элементарные расчеты. Примем вес тела левитанта равным 70 кг. Из практики известно, что тело плавающего в пресной воде на спине или в классической позе "поплавок" человека почти полностью скрыто под водой. Поэтому не будет большой ошибки, если мы примем плотность (то есть удельный вес) тела живого человека равной плотности воды, т.е. 1 кг/л. Откуда получаем объем тела = 70 л. Поскольку тело левитанта пребывает на дне воздушного океана (атмосферы), на него по закону Архимеда действует выталкивающая сила, численно равная весу 70 литров воздуха. Известно, что на уровне моря при нормальном атмосферном давлении 760 мм рт.ст. один литр воздуха весит 1,2928 грамма. Откуда искомая выталкивающая сила = 1,М28г/лх70л-90,496г. Но по условию вес тела стремится к нулю. И как только он станет менее названной величины, появится подъемная сила, и тело левитанта, оторвавшись от опоры, подобно детскому воздушному шарику, начнет аэростатически всплывать в воздухе. Однако известно, что с подъемом на каждые десять метров высоты давление воздуха линейно падает примерно на 1 мм рт. ст. до высот порядка 500 метров. Поэтому всплывающее в неравноплотной по высоте атмосфере тело по достижении им высоты, где вес 70 литров воздуха равен текущему значению веса тела, прекратит подъем, остановится, зависнет, так как исчезнет подъемная сила. Определим подъемную силу (то есть разность между весом массы воздуха в объеме тела и весом последнего), потребную для зависания на часто отмечаемой очевидцами высоте зависания 1 метр. Она равна -1,2928 г/лх70лх 0,1 мм рт. ст. 760 мм рт. ст. - 0,0119073 г округленно всего-то 12 миллиграммов! Естественно, что столь малые ее значения приведут к тому, что любое внешнее воздействие (в том числе восходящие, нисходящие или боковые потоки воздуха) будут сказываться на положении тела левитанта в пространстве. Кстати, именно это подтверждается свидете.пьством о "сносе" левитанта под воздействием колебаний воздуха, вызванных прошедшим поблизости человеком. Казалось бы, все в порядке! АН нет! Есть некоторые обстоятельства, резко диссонирующие с приведенными выше выкладками о смехотворной малости действующих на тело левитанта аэростатических сил. Так, доктор Тэрстон в работе "Физика мистического феномена" сообщает: "В большом количестве случаев, как, например, в случае с Терезой д'Авила, явление левитации имело место в присутствии многочисленной толпы и ооычно наводило страх. Многочисленные свидетели давали совершенно сходные показания, и эти рассказы требовали какого-то объяснения, поскольку они становились широко известны..." Далее доктор Тэрстон приводит рассказ Терезы. "...JTO было во время проповеди, в день праздника нашего монастыря, в присутствии ряда нескольких важных дам. Чтобы избежать скандала, я кинулась на землю и монахини сгрудились вокруг меня, чтобы удержать, но, несмотря на это, мое "вознесение на воздух" не осталось незамеченным". Сказанное следует, видимо, понимать как свидетельство безуспешности усилий нескольких женщин помешать компрометирующему монастырь и службу событию. И оно не единично. Как-то не вяжется мизерная сила в десяток миллиграммов, вытекающая из аэростатического объяснения, с несомненно безуспешной попыткой нескольких монахинь помешать полету Терезы! Ведь они действовали на ее тело собственным весом. В крайнем случае это несколько десятков килограммов! Но аэростатика не в состоянии объяснить сказанное! Что же напоминает в этом случае тело левитанта? Более всего надутую автомобильную камеру, покоящуюся на поверхности воды, которую не удается затопить даже вдвоем-втроем, но тем не менее не проявляющую тенденции взмыть ввысь, зависнуть в воздухе! Но случай с автокамерой легко объясним. Она находится на границе двух неравноплотных сред: воздуха и примерно в 800 раз более плотной воды. Камера же, несомненно, тяжелее воздуха в том же объеме, но, безусловно, многократно легче равного ей объема воды. Поэтому она плавает в воде, но тонет в воздухе. А как быть с левитантом? Как объяснить наблюдаемое? Ведь даже экстравагантное предположение о его чудесном воздействии на окружающую среду (то есть воздух), о создании в ней неравноплотности над и под телом не выдерживает критики. Ведь в обычных условиях при нормальном давлении и температуре плотность воздуха не может измениться в тысячу раз. Остается недоуменно развести руками и поискать другие объяснения, кроме аэростатики. Но их все еще нет! Итак, рассмотрение приведенных документов, фактов, высказываний не оставляет места сомнениям в реальности левитации во всем диапазоне ее проявлений, начиная от зародышевых ее форм и кончая взлетом и парением. Что же касается наиболее развитой ее формы - полета, то она поистине уникальна! А пока... Если вам повезет (чем черт не шутит?!), если посчастливится стать свидетелем левитации в завершающей ее фазе - полете, не будьте пассивны! Наолюдайте, экспериментируйте, постарайтесь "снять" с наблюдаемого побольше информации.

ИСПЫТАНИЯ ЯДАМИ

Рассматриваемая категория Судов Божьих - испытания ядами резко выделяется из массы остальных. Эту разновидность можно назвать комплексной, ибо ее применение позволяет не только с высокой, насколько можно судить по имеющимся описаниям, эффективностью выявить виновного, но и поистине с божественной неумолимостью покарать его. В торжественно обставленной ритуальной церемонии проведения подооного испытания, как правило, принимают участие все живущие тесным кругом люди (например, население деревни), включая и посторонних, находившихся в данной местности в момент совершения преступления. Что касается применяемых в ходе подобных испытаний ядов, то сведения о них довольно скудны. Это, как правило, растительные яды, относимые к группе алкалоидов (то есть физиологически активных азотсодержащих органических соединений, обладающих свойствами оснований) , в основном применяемых перорально, то есть через рот. Следует заметить, что поступающий подобным образом в организм яд, попадая в желудочнокишечный тракт, подвергается процессу пищеварения. Сведений об иных способах введения яда в организм практически нет, за исключением одного приведенного ниже сообщения. Обычно приготовленный для подобных испытаний яд демонстративно проверяется в присутствии всех испытуемых на каком-либо животном, например, домашней птице, смерть которой подтверждает его высокую токсичность, а затем последовательно принимается всеми, начиная с колдуна, в равной дозе. Весьма вероятно, что подобная прилюдная "проверка эффективности" является дополнительной психологической мерой воздействия на психику подопытных, подготавливая их эмоционально. Что же касается результатов испытаний, то, как правило, через некоторое время наступает смерть виновного. Иногда время между приемом яда и очевидным его воздействием заполняется некоторыми ритуальными действиями, описанными ниже. Так или иначе, но по имеющимся сведениям непричастные к преступлению, то есть невиновные, по какой-то непостижимой причине остаются живы. Вообще же, замечу, что понятие "яд" весьма условно. Так, корифей средневековой медицины Парацельс (1493-1541) утверждал: "Все есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным"! Одно из наиболее древних упоминаний о подобном применении ядов приведено в книге известного хорезмийского ученого Абурейхана ал-Бируни, жившего на рубеже 1-II тысячелетий нашей эры. Перечисляя виды Судов Божьих, применяемых в ту пору в Индии, он пишет: "Более сильная клятва состоит в том, что обвиняемому предлагают выпить аконит, называемый БРАХМАНА, а это один из самых скверных видов аконита, и если он говорит правду, питье не вредит ему". В примечании к приведенному свидетельству сообщается со ссылкой на источник: "Испытание ядом описывается в "Вишну-дхарма-сутре" (гл. XIII, 3) и в других источниках. Употребляются обычно аконит (vatsa - nabha) или же яды ШАРНГА и ХАЙМАВАТА..." В книге Б.Оля "Боги тропической Африки" приводится более подробное описание подобного испытания: "Вдоль всего побережья Гвинейского залива во время подобных "юридических расследований" чаще всего дают пить опасный для жизни отвар из "красного дерева" или вводят в глаз ядовитый сок молочая". Б.Олю вторит и А.В.Стрижов в книге "О волшебных травах, приметах и некоторых суевериях": "Порой и сейчас у отдельных отсталых народов еще встречается мистическое отношение к растениям. Некоторые племена в Африке, например, используют на практике так называемые "бобы правосудия", с помощью которых обнаруживают преступника. Население очень верит в их силу, и преступник, зная, что обречен, старается съесть их поменьше, а именно малая доза и убивает, большая же просто вызывает рвоту и этим спасает от гибели..." Другой автор - В.Б.Иорданский в книге "Африканскими дорогами" приводит обстоятельное описание подобной процедуры: "Значит ли это, что вообще не существовало механизма для выяснения истины? Нет. В африканских обществах было найдено немало способов определения виновного. В своем большинстве они основывались на том, что все члены общины, племени слепо верили в одно и то же. Малейшая доля скептицизма разрушала эффективность всего механизма. В средневековой Европе эти способы объединяли под единым названием "божий суд". Их широко применяли и по всей тропической Африке. При испытании ядом, например, у деле, ветви этнической группы конголезских бакуба, обвиняемых из нескольких деревень размещали вместе как бы в загоне, за изгородью. Три дня их кормили только бананами, так как считалось, что они помогают выжить во время испытаний. Друзья и родственники обвиняемых находились тут же, стараясь поддержать их дух. Первыми пробовали ядовитый состав старейшины деревни бахаки, которые таким странным образом доказывали свою "чистоту" - пригодность к проведению испытаний. После этого выпивал свою дозу каждый из обвиняемых. Бахаки заставляли их двигаться - бегать или танцевать, считая, что движение помогает желудку отвергать яд. Некоторых начинало рвать, что оыло добрым признаком. Другие же реагировали иначе. Они испытывали боль, им хотелось, чтобы их оставили одних. Но бахаки начинали их бить, заставляли бежать, пока те от слабости и изнеможения не падали и не умирали. Смерть, подтверждающая виновность человека, была сразу же и приговором и наказанием. Нельзя думать, что божий суд был совершенно несправедлив, что он равносилен нелепому произволу. Считалось, что яд может подействовать только на виновного. Человек, действительно совершивший преступление, был в этом также убежден, как и невинно обвиненный. Поэтому психическая сопротивляемость действию яда первого и второго была совершенно различной, и это, конечно, играло значительную роль". Приведенные свидетельства довольно единодушно утверждают несомненно дифференцированное воздействие ядов на испытуемых, смерть виновных и невредимость невиновных при одновременном приеме равных доз одного яда. Несмотря на длительный активный интерес к данному вопросу, мне не удалось найти приемлемых объяснений наблюдаемого. Пришлось эту задачу решать самому. Начну с того, что с понятием яда, последствиями бытовых или злонамеренных отравлений ядами человечество столкнулось еще в античности. История знает массу тому примеров. С древнейших времен, во II-1 веках до н.э. при дворах некоторых царей изучалось действие ядов на организм, причем даже сами монархи нередко принимали участие в подобных исследованиях. Так, например, Митридат со своим придворным врачом ставил опыты над приговоренными к смерти людьми, которых подвергал укусам змей, отрабатывая средства защиты от ядов. Вещества, обеспечивающие защиту организма от попавшего в него тем или иным путем яда, именуют с той поры антидотами (от греческого АНТИ - против и ДОТОС - данный). Известны работы в этой области древнегреческого врача Гиппократа (460-377 до н.э.), врача античности Клавдия Галена (129-199 н.э.), написавшего научный труд под названием "Антидоты". Прямые рекомендации по применению антидотов мы встречаем в средневековом медицинском трактате "Салернский кодекс здоровья", составленный Арнольдом из Виллановы (1235-1311 н.э.). Вот выдержка из него:

"Рута, чеснок, териак и орех, как груши и редька, Противоядием служат от гибель сулящего яда. Надо солонку поставить пред теми, кто трапезой занят. С ядом справляется соль, а невкусное делает вкусным".

С незапамятных времен люди познали целебное действие рвотных, слабительных, мочегонных, потогонных и способствующих выделению слюны лекарств, широко применяемых и поныне при отравлениях, равно как и естественный антидот - молоко. Подобные средства, побуждая соответствующие функции организма, способствуют скорейшему удалению попавшего в организм яда. Неоспоримо, однако, что подобные средства не применялись в ходе древних процедур испытаний ядами, что понятно, ибо с их помощью осуществлялось выявление виновных из числа подозреваемых и окружающие не имели представления, кто виновен, а кто - нет. Лишь в одном из приведенных выше описаний (Б.В.Иорданский) сообщается о принудительном насильственном побуждении ВСЕХ ИСПЫТУЕМЫХ в равной мере к активной физической нагрузке бегу или танцам, несомненно стимулирующих организм на функциональное выделение яда за счет наличествующих в каждом организме защитных физиологических функций. Каким же образом происходило выделение виновных, чем оно обеспечивалось в ходе подобных испытаний? Почему бы не представить механизм испытания ядом хотя бы для части случаев следующим образом. Вы, вероятно, обратили внимание на то обстоятельство, что в подавляющем большинстве случаев введение яда в организм испытуемых производится через рот и далее по пищеводу в желудок, тонкий и толстый кишечник и только после многочасовой обработки (в процессе пищеварения) извергается наружу. Не здесь ли и происходит (свершается) таинство, ускользающее от нашего пытливого взгляда? Ведь именно пищеварительный тракт, развиваясь на протяжении миллионов лет существования организмов, приобрел некоторый полезный навык и опыт в защите организмов от ядов, разрушая или снижая их токсичность в процессе пищеварения. Иначе и быть не могло! Это следствие существования естественного отбора. Недаром реакция организма различна и зависима от того, каким путем яд попал внутрь организма. Известно, например, что при различных способах введения диизопропилфторфосфата в экспериментах, производившихся над кроликами, одинаковый эффект достигается при введении различных доз названного вещества в миллиграммах на килограмм живого веса. Например:

при введении внутривенно ..... 0,34 внутрибрюшинно..... 1,0 внутрь глаза... 1,15 подкожно... 1,0 через рот (перорально) ... 4,0-9,8 !

Столь резкое превышение пероральной дозы над параэнтеральными (т.е. введением вещества в организм, минуя желудочно-кишечный тракт), несомненно, свидетельствует об эффективном разрушении значительной части яда в пищеварительном тракте в ходе пищеварения. Перейдем от общих рассуждений к нашему частному случаю. Торжественность и эмоциональность Судов Божьих, проводимых с помощью ядов, несомненно, формировалась и отрабатывалась на протяжении многих поколений людей и вошла, что называется, в плоть и кровь. Сформировавшаяся в течение столетий вера в справедливость Бога в христианских странах или некоего божества в иных племенах, его всезнание и всеведение, в безошибочность божьего промысла, несомненно, способствовали неоднозначности эмоционального восприятия этой процедуры испытуемыми. Легко представить, что невиновный, непричастный к преступлению человек, полагаясь на всеведущее и всезнающее божество, убежденный в его неподкупности и справедливости, ощущая, возможно, некоторый подъем настроения от предстоящей процедуры, вряд ли особо тревожился. Он, кроме того, твердо был уверен в своей непричастности к происшедшему, и потому его эмоциональное состояние можно охарактеризовать как уверенно-приподнятое. Преступник же, убежденный во всезнающей и всевидящей сущности божества, пребывал перед и во время испытания в состоянии буквально невыносимого угнетающего его эмоционального возбуждения, именуемого стрессом. Следует заметить, что бытующее ныне обывательское представление о стрессе как о порождении прогресса, мягко говоря, неверно. Стресс является естественной, повседневной, будничной реакцией любого организма на изменение состояний внешней или внутренней среды (например, физиологических параметров организма). Таким образом, вряд ли нужно доказывать детально, что степень эмоционального возбуждения невиновного и виновного в преступлении во время испытания неравнозначна, различна по интенсивности и по знаку. Не это ли эмоциональное состояние и вызывает различные действия одного и того же яда и приводят к неизбежной смерти виновного от дозы, оказывающейся оезвредной для невиновного? Ведь в состоянии, так сказать, кульминации стресса происходят фундаментальные перестройки режима организма. Рассмотрим действие хотя бы одного из гормонов, вырабатываемых парными образованиями, именуемыми надпочечниками, - адреналина. В режиме покоя запас адреналина у человека достаточен для жизни в течение нескольких суток. Однако в состоянии стресса дело обстоит иначе. Помимо быстрой реализации находящегося в "депо" организма адреналина, надпочечники под воздействие импульсов, поступивших на них по чревным нервам, приступают к бурному выделению адреналина и норадреналина, выбрасываемых в кровь, потоком которой они доставляются во все органы, вызывая немедленные и примечательные реакции последних. Итак, организм "оповещен" об опасности и мобилизует свои силы, подпитывая жизненно важные и "снимая со снабжения" почти полностью те органы, которые в данный момент "мотут перебиться"! Поступая в кровь, адреналин резко увеличивает частоту и мощность сердечных сокращений. Он же вызывает сужение мелких артерий, снижая в том числе кровенаполнение брюшины, и расширяет венечные сосуды сердца и скелетных мышц, обеспечивая этим органам приоритетное кровоснабжение, и, наконец, он же вызывает резкое ослабление перистальтики кишечника. Все это позволяет достаточно быстро обеспечить осуществление приспособительных реакций организма, которые образно именуют реакциями "борьбы и бегства". Но вы, вероятно, обратили внимание на то, что в подобной ситуации брюшина обескровлена, перистальтика кишечника затухла. А это, несомненно, снижает активность функционирования пищеварительного тракта, гасит скорость и интенсивность переработки его содержимого, скорость детоксикации (деструкции) яда, в результате чего... именно виновного в силу его сильнейшего эмоционального перевозбуждения настигает неумолимая смерть! Организм попадает в искусственно созданную человеком ситуацию опасности, в которой из-за высочайшей степени эмоционального напряжения виновного у него выключается многими тысячелетиями созданная внутренняя защита от яда, что и ведет к смерти только виновного. Вот как, мне кажется, можно непротиворечиво, в рамках общеизвестного объяснить сущность происходящего во время испытаний ядами. Это объясняет и безошибочность, и высокую эффективность древнего способа. Конечно, вы можете спорить, сомневаться, улыбаться. Это ваше право. Но именно так я представляю себе происходящее. А вы как думаете? К сказанному можно добавить и то обстоятельство, что нервное перевозбуждение виновного проявляется и в нарушении функционирования слюнных желез (пересыхании полости рта и глотки) - результата отключения пищеварительного тракта и его "входных ворот". Весьма вероятно, что и на этом пути исчезает первичная, так сказать, детоксикация яда за счет довольно сложного состава слюны (первая стадия борьбы за жизнь), что недурно используется в ряде других Судов Божьих. Однако подобным образом объяснить механизм избирательного воздействия яда молочая, введенного в глаз, несколько труднее (быть может, только мне из-за неведомых защитных реакций слизистой оболочки и слезных желез данного "входного устройства" - глаза)? Хотя, с другой стороны, именно глаз, расположенный "на периферии" организма, постоянно контактирующий с окружающей средой, несомненно, должен обладать соответствующей "защитной реакцией", выработанной под воздействием того же побуждающего (контролирующего и "санкционирующего") фактора - существования неумолимого естественного отбора. И, наконец, последнее. О "бобах правосудия". Здесь механизм просто указан в самом свидетельстве. Хочу добавить, что ряд ядовитых веществ требует достаточно точной дозировки. Малая его доза токсична. Передозировка же приводит к безудержной рвоте и выбросе содержимого желудочно-кищечного тракта вместе с токсичным веществом наружу. Это, так сказать, "вторая защитная реакция" желудочно-кишечного тракта. Кстати, именно так действует стрихнин, с которым мне приходилось иметь дело при затравливании волков. Можно предложить и еще несколько весьма экстравагантных, но все же реальных версий, объясняющих механизм воздействия яда за счет наличия отмеченных в последнее время реакций человека. Дело в том, что, по мнению французского ученого Луи Керврана и украинской исследовательницы Тамиллы Решетниковой, по биотрансмутации элементов (в частности, натрия и калия) можно представить иной путь внутриорганизменных изменении веществ как со снижением, так и с нарастанием атомного веса. Вспомним хотя бы то, что обыкновенная поваренная соль (натрий хлор, или хлористый натрий) является весьма распространенным веществом, содержащимся во всех организмах. Стоит, однако, заменить натрий на другой щелочной металл - калий, как мы встретимся с соединением (калий хлор, или хлористый калий), токсичность которого существенна. А работы вышеперечисленных ученых показывают, что возможна внутриорганизменная трансмутация подобных веществ из одного в другое. И, наконец, последнее. В военном деле, в особенности в последнее время, разработано эффективное, так называемое бинарное химическое оружие (ОВ). Его особенность в том, что каждый из двух его компонентов никакой опасности не представляет. Но их смесь - лучше бы с нею не встречаться! Кто знает, быть может, часть испытаний ядами "работает по этому принципу"? Представим ситуацию, когда в организм вводится безвредное вещество, другое же - тоже безвредное - вырабатывается в организме виновного под воздействием стресса. И только их "торжественная внутриорганизменная встреча" приводит к смерти особь, пребывающую в состоянии стресса из-за абсолютного безоговорочного знания своей виновности, глубокой убежденности в эффективности испытания, неумолимости всеведующего божества и обусловленного всем этим ужаса приближения неотвратимой смерти. Парадоксально, но виновный гибнет, насколько можно понять, именно потому, что он виновен! Психофизиологическая нарочитая ловушка, в которую организм попадает в ходе испытания ядом, поражает воображение глубиной и четкостью необходимых для ее создания знаний психологии и физиологии. И если предложенный механизм испытания ядами правомочен, верен хотя бы в первом приближении, то следует неумолимый вопрос: каким же образом эта технология была создана безвестными ее разработчиками в глубокой тьме тысячелетий? Вряд ли стоит говорить об абсолютной невозможности создания подобного испытания пусть даже на основе множественных, но безусловно случайных наблюдений спонтанных бытовых отравлений. Ведь в этом случае не обеспечивается необходимая детальность знания всех предшествующих событий, следовательно, и эффективность осмысления происшедшего просто невероятна. Скорее всего создание этого метода было целенаправленным и базировалось на глубоком знании психологии и физиологии, а это по меньшей мере удивительно. Кроме того, даже интуицией (которая сама по себе достаточно таинственна и непознаваема) невозможно, на мой взгляд, объяснить формирование подобного испытания. Кто же он, неведомый создатель этого чуда? Рассмотрение этой разновидности ордалических испытаний таит в себе массу разнообразных загадок и дает не меньше поводов для раздумья, нежели левитация.


Еще несколько книг в жанре «Прочая научная литература»

Парадоксы науки, Анатолий Сухотин Читать →