Размер шрифта:     
Гарнитура:GeorgiaVerdanaArial
Цвет фона:      
Режим чтения: F11  |  Добавить закладку: Ctrl+D
Следующая страница: Ctrl+→  |  Предыдущая страница: Ctrl+←
Показать все книги автора/авторов: легенды и сказания, Эпосы
 

«Три вестъётские хроники», Владимир Эпосы, легенды и сказания

В одном из приложений к «Старшему» Вестъёталагу (сборнику обычного права исторической области Швеции Вестеръётланда, составленному около 1220 г.)[?] – «Замечаниях приходского священника из Видхема» – имеются три хроники: «Лагманы вестъётов», «Христианские короли Швеции» и «Перечень епископов».

В хронике «Лагманы вестъётов» говорится о девятнадцати лагманах от язычника Лумба до Фольке (около 1250 г.). О большинстве из них сказано очень мало: иногда названы только имя и место рождения (и смерти), иногда, кроме того, дана краткая характеристика (например, «он был жестоким и злым» или «миролюбивый и справедливый человек» и т. п.). Но биографии двух лагманов, Карла из Эдсвэры и Эскиля, выглядят настоящими панегириками.

В хронике «Христианские короли Швеции» перечислены восемнадцать королей Швеции, от Олафа Скотконунга (около 995 – около 1022) до Юхана Сверкерссона (1216-1222). Краткие биографии королей сообщают о месте их рождения и смерти (иногда её причину) и числе лет правления. Характеристики отдельных королей даются в зависимости от их военных успехов, соблюдения ими законов и прежде всего от их отношения к вестъётам.

«Перечень епископов» кратко описывает семнадцать епископов Скары от легендарного Зигфрида (начало XI в.) до Стена (был епископом до 1238 г.). Сообщается о месте рождения и смерти и деяниях каждого из них, особо отмечается строительство ими церквей, преумножение (или наоборот преуменьшение ими) богатств и земельных владений епископства и их отношение к людям.

В хрониках не сообщаются никакие исторические даты. Даты жизни и правления королей известны из других источников, но о датах жизни большинства лагманов и многих епископов не имеется никаких сведений.

Хроники датируются примерно 1240 годом[?]. Их автор неизвестен[?]. По мнению Н. Бекмана, они были написаны или лагманом Фольке или его преемником лагманом Петером Нэфом[?].

Полагают, что хроника «Лагманы вестъётов» написана на основании главным образом устной традиции, а хроники «Христианские короли Швеции» и «Перечень епископов» в значительной мере на основе письменных источников: анналов, финансовых отчётов и земельных описей, хранившихся в библиотеках церковных учреждений[?].

Наряду с «Сагой о гутах» три вестъётские хроники являются древнейшими шведскими хрониками. Они написаны на вестъётском диалекте древнешведского языка. Вестъётские хроники до сих пор полностью не переведены ни на один современный язык, в том числе и шведский.

Перевод сделан по изданию: Corpus iuris sveo-gothorum antiqui, vol. I. Stockholm, 1827, p. 295-307.

Три вестъётские хроники

Лагманы[?] вестъётов[?]

Здесь перечислены имена тех мужей, кои выработали и обнародовали законы Вестеръётланда.

1. Первым был Лумб и его именем были названы Законы Лумба, потому что он, говорят, придумал и выработал большую часть наших законов. Он родился в Вангире[?], и там он лежит в одном кургане, ибо он был язычником.

2. Вторым был Бьёрн Чаша. Он был из Медальбю[?]. Там он был погребен в одном кургане, потому что он не получил святого крещения. Но на том самом кургане в Медальбю теперь стоит часовня.

3. Третьим был Тур Лисица из Гёкема[?].

4. Четвертым был Алли. Он родился в Сиглислангеме и говорил законы на Линкорнской поляне[?]. Но он был злым и из-за своей несправедливости включил в наши законы много несправедливого, ложного и хитрого. И поэтому его прозвали Алли-Вокруг-да-около.

5. Пятым был Тубби конюший. Он был лагманом очень короткое время. И он был жестоким и злым [всё] то короткое время, пока он был лагманом.

6. Шестым был Ёнд из Эссунги[?].

7. Седьмым был Влуар из Трэльги[?]. Он был смещен; он лишился власти и звания лагмана за свои дурные привычки и безрассудство.

8. Восьмым был Тюрн. Он родился в Упланде[?].

9. Девятым был его сын Влуар.

10. Десятым был Ассур из Хэры[?]. Он говорил вестъётские законы всего один день, то есть один раз и больше никогда, потому что он вскоре после этого умер.

11. Одиннадцатым был Карл из Эдсвэры[?]. Он не приобрел земельных владений или другого имущества, но возвысился до такой власти скорее благодаря своей энергии, великодушию и мудрости. Он преследовал тех людей, которые нарушали законы нашего ланда. Он наказывал каждого по его делам и избавил свой ланд от дурных людей и дурных примеров. Поэтому его называли хранителем законов и отцом отечества.