Размер шрифта:     
Гарнитура:GeorgiaVerdanaArial
Цвет фона:      
Режим чтения: F11  |  Добавить закладку: Ctrl+D
Следующая страница: Ctrl+→  |  Предыдущая страница: Ctrl+←
Показать все книги автора/авторов: Талмуд
 

«Таанит», Талмуд

Комментарии раби Пинхаса Кегати. Перевод на русский язык

Перевод с иврита: Йегуда Векслер. Научный консультант: Моше Гойхбарг.

Введение

"А когда пойдете на войну в стране вашей напритеснителя, творящего вам беды, то трубите в трубы, и пробудит это память овас пред Г-сподом, вашим Б-гом, и будете вы спасены от ваших врагов".(Бемидбар 10:9)

"Когда небо замкнется и не будет дождя за то, чтобудут грешить против Тебя, и будут молиться по направлению к этому месту, ивозблагодарят Имя Твое, и от греха своего вернутся, чтобы ответил Ты им, -  тоТы услышишь в небесах и простишь грех служителей Своих и Своего народа,Израиля, указав им путь добрый, по которому им идти, и пошлешь дождь на Свою землю, которую отдал Ты Своему народу во владение". (Млахим 1, 8:35-36)

"Тора предписывает взывать ко Всевышнему и трубить втрубы каждый раз, когда обществу грозит какая-либо беда. Так сказано в Торе(Бемидбар 10:9): "...на (в смысле из-за) притеснителя, творящего вамбеды". То есть, по поводу всего, что грозит вам бедой -  засухи, мора, нашествия саранчи и т.п., -  взывайте ко Всевышнему трубите. И это -  один изпутей возвращения к Б-гу, потому что когда придет беда и начнут молиться о еепредотвращении и трубить в трубы, узнают все, что им стало плохо из-за злыхдел, совершенных ими же, -  как написано (Ирмеягу 5:25): "Проступки вашиизменили это, и ваши грехи лишили вас блага", однако именно возвращение к Б-гу заставит беду уйти.

Однако если не будут взывать ко Всевышнему и не стануттрубить, говоря: "Все, что происходит с нами, -  это одно из явленийприроды, и беда эта случайно пришла на нас", тем самым проявятбесчеловечность и еще больше погрязнут в своих злых делах, а это вызовет новыебеды. Об этом написано в Торе (Ваикра 26:27-28): "А если...будете относиться к посланному Мной, как к случайности, Я пошлю вам яростныеслучайности". То есть: когда Я наведу на вас беду, чтобы заставить васвозвратиться ко Мне, то, если вы скажете, что она -  случайное явление, Я продолжуслать вам ту же "случайность", но уже куда более яростную.

А мудрецы Торы предписали поститься каждый раз, когда обществу грозит какая-либо беда, -  до тех пор, пока не сжалятся Небеса. И вдни этих постов взывают ко Всевышнему, читая определенные молитвы, и молят Егоо милосердии, и трубят только в трубы. В Храме же трубят и в трубы, и в шофар:трубящий в шофар укорачивает трубление, а трубящие в трубы -  затягивают его,так как заповедь этого дня -  в звуке труб. Но одновременно и в трубы, и в шофар трубят только в Храме, как сказано (Тегилим 98:6): "В трубы и гласомшофара трубите перед Царем, Г-сподом!"

Посты эти, которые возложены на общество из-за бед, неследуют друг за другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не всостоянии выполнить большинство общества. И с самого начала общество обязываютпоститься только в понедельник и в ближайшие к нему четверг и опять понедельник. И в таком же порядке потом: понедельник, четверг, понедельник -пока не сжалятся Небеса" (Рамбам, Законы о постах 1:1-5).

Этот трактат Мишны излагает законы о постах, причем большаячасть его посвящена тем постам, которые бейт-дин обязывает соблюдать общество вслучае засухи. Этим объясняется то, что трактат начинается с законов, связанных с упоминаниями о дожде в молитве "Шмонэ-эсрэ".

Глава первая

Мишна первая

С КАКОГО ВРЕМЕНИ УПОМИНАЮТ О МОГУЩЕСТВЕ ниспосылающегоДОЖДИ? РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: С ПЕРВОГО ПРАЗДНИЧНОГО ДНЯ ПРАЗДНИКА. РАБИ ЙЕГОШУАГОВОРИТ: С ПОСЛЕДНЕГО ПРАЗДНИЧНОГО ДНЯ ПРАЗДНИКА. СКАЗАЛ ЕМУ РАБИ ЙЕГОШУА: ПОСКОЛЬКУ ДОЖДИ В ПРАЗДНИК -  ЗНАК ПРОКЛЯТИЯ, ЗАЧЕМ УПОМИНАТЬ их? ОТВЕТИЛ ЕМУРАБЦ ЭЛИЭЗЕР: НО И Я НЕ СКАЗАЛ "ПРОСИТЬ", НО ТОЛЬКО УПОМИНАТЬ:"ЗАСТАВЛЯЮЩИЙ ДУТЬ ВЕТЕР И ЛИТЬ ДОЖДЬ" -  В НАДЛЕЖАЩЕЕ ДЛЯ НЕГОВРЕМЯ. СКАЗАЛ рдби Йегошуа ЕМУ: НО ЕСЛИ ТАК -  ПУСТЬ УПОМИНАЮТ ВСЕГДА.

Объяснение мишны первой

В трактате Мишны "Брахот" говорится: "Упоминают могущество ниспосылающего дожди в "Воскрешении мертвых, апросят о дождях в "Благословении годов" (5:2). То есть: во второмблагословении молитвы "Шмонэ-эсрэ", которое называется"Воскрешение мертвых", только упоминают о могуществе Всевышнего,проявляющемся в ниспослании на землю дождей, а в девятое, начинающееся словами:"Благослови для нас этот год", вставляют молитву о дожде: "...и дай дождь и росу в изобилии на землю" (заканчивают же это благословениетак: "Благословен Ты, Г-сподь, благословляющий годы!").

Эта мишна рассматривает вопрос, с какого времени во второмблагословении "Шмонэ-эсрэ" начинают упоминать о дождях.

С КАКОГО ВРЕМЕНИ УПОМИНАЮТ О МОГУЩЕСТВЕ Всевышнего,ниспосылающего ДОЖДИ -  с какого дня во втором благословении в молитве "Шмонэ-эсрэ", начинающемся словами Твое могущество вечно,Г-сподь", начинают говорить: "Заставляющий дуть ветер и литьдождь"?

Мишна называет упоминание о дождях "упоминанием омогуществе ниспосылающего дожди", потому что дожди -  это одно изпроявлений могущества Всевышнего (Гемара).

РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: С ПЕРВОГО ПРАЗДНИЧНОГО ДНЯ ПРАЗДНИКА Сукот (который Мишна обычно называет просто "Праздником").

Гемара разъясняет, что основанием для точки зрения рабиЭлиэзера является аналогия с лулавом -  заповедью, смысл которой состоитв том, чтобы вызвать особое благоволение Всевышнего, результатом чего в новомгоду будут идти обильные дожди. Поскольку, как говорит Мишна (Рош-Гашана 1:2),


Еще несколько книг в жанре «Религия»