Размер шрифта:     
Гарнитура:GeorgiaVerdanaArial
Цвет фона:      
Режим чтения: F11  |  Добавить закладку: Ctrl+D
Следующая страница: Ctrl+→  |  Предыдущая страница: Ctrl+←
Показать все книги автора/авторов: Батракова Наталья
 
Данная книга доступна для чтения частично. Прочитать полную версию можно на сайте нашего партнера: читать книгу «Сто сорок жизненных мгновений»

«Сто сорок жизненных мгновений», Наталья Батракова

  • Сто сорок жизненных мгновений,
  • Сто сорок радостей и бед,
  • Сто сорок тайн и откровений
  • ...И мне самой сто сорок лет.

ПРАВДИВОСТЬ ЧУВСТВ И ИСКРЕННОСТЬ ЭМОЦИЙ

До сих пор с разной степенью активности и доказательности возникают публичные споры о женской и мужской литературе. Наверное такая постановка вопроса не лишена оснований, хотя в художественном творчестве важнее что-то иное. Во всяком случае, читая то или иное произведение, мы обращаем внимание на его сюжет, если это роман или повесть, на искренность чувств и лирическое настроение, если это поэзия, и на выразительность изобразительных средств, крепость характеров и образов во всех случаях приобщения к художественному произведению, а потом уже на имя автора.

И все же, все же...

Да, я склонен поддержать тех, кто не отрицает женского начала в творчестве. Есть что-то неуловимо отличительное в написанном женской рукой, более свежее, если хотите, более чувственное, тонкое и хрупкое. Хотя из каждого правила есть исключения, неоспоримо подтверждающие это правило.

Такие мысли возникали при знакомстве с очередным поэтическим сборником Натальи Батраковой. У нее давно сложилась своя манера письма, своя тема. Наталья не отрывается от земли, не стремится в заоблачные высоты, она видит поэзию рядом, в повседневных проявлениях нашей жизни, в, казалось бы, бытовых событиях. Этим она и завораживает. Увиденные пристальным взглядом и пропущенные через сердце, сдобренные эмоциональным окрасом и точностью деталей, оригинальным выводом (это, кстати, характерно для Натальи, иногда кажется, что все стихотворение написано ради одной или нескольких заключительных строк), они западают и в наше сердце, вынуждают сопереживать и удивляться: а ведь, и правда, есть место поэзии в суровых буднях. О вещах простых, жизненных и обыденных Наталья говорит поэтично, доходчиво и выразительно. И тогда невольно понимаешь, что этот мир, эта жизнь со всеми их бедами, неустроенностью и проблемами не самые худшие.

Кстати, эти качества присущи не только поэзии Батраковой. Те, кто уже познакомился с двумя книгами ее романа «Территория души», вышедшими недавно в издательстве «Кавалер Паблишерс», могли отметить ту особенную ауру, то своеобразное настроение, которое позволяет отличить стиль Натальи Николаевны от других. Она действительно отвоевала у читателя частичку территории его души. Нет, не отвоевала – а, точнее, открыла ему самому богатство собственной души, заселила добротой, сочувствием, сопереживанием, тем, чего так не хватает в нашей прагматичной и в чем-то духовно аскетичной жизни. У Натальи тоже имеется своя территория, на которую она приглашает нас, неравнодушных, есть «свое измерение», которое влечет ее, чтобы «где-то в далеких далях, ощутив на душе весну, вспомнить город воспоминаний и забытую детства мечту...».

Наталье Батраковой удалось найти тот волшебный ключик, с помощью которого снимаются преграды и препоны на пути к взаимопониманию, в результате чего человек начинает ощущать себя возвышенно над сутолокой будней, равным среди людей, понимаемым и понятым. Не это ли одна из сверхзадач искусства вообще и искусства слова в частности?

Много пишет Наталья и об извечном, но всегда молодом чувстве – любви. Ее любовная лирика, возможно, наиболее эмоциональна, как и само это чувство, с философским подтекстом, как и бывает в настоящей жизни. Она стремится вернуть затертым словам их изначальный смысл. Но напрасное это дело – пересказывать поэзию, а тем более настоящую любовь, пытаться передать прозой то, что сказано поэтическим сердцем. Лучше – читайте и наслаждайтесь созданным Батраковой, заходите на открытую территорию ее искренней и щедрой на доброту души. Вас там ждут – как доверительного собеседника, склонного к пониманию и взаимопониманию, готового услышать биение пульса и сердца автора, разделить радость неожиданных открытий, поразмышлять о смысле жизни и о своем месте в ней.

Наталья Батракова понимает, что смотреть на все своими глазами для творца мало. Надо уметь увиденное показать другим, да так, чтобы они сумели воспринять, разделить, осознать и, в конце концов, принять как свое собственное открытие. И уж воистину высшим пилотажем поэта можно считать влияние на состояние души читателя, когда ему после прочитанного захочется практически сделать что-либо хорошее и доброе, более уважительно относиться к своему соседу, например, или просто к другому человеку, а то и к самому себе.

Не верите? Прочитайте и перечитайте написанное Натальей Батраковой. И если у вас не проснется, не пробудится подобное чувство, я готов извиниться перед вами и за это вот мое слово, и за написанное Натальей. Но я почему-то убежден: поэзия Батраковой не оставит вас равнодушными.

Новый поэтический сборник приглашает на уже обжитую и заселенную интересными и увлекательными образами территорию, где глубина мысли соседствует с эмоциональностью чувства, где умело использованное слово вызывает рой ассоциаций, а сами слова сплетаются в узорчатые кружева, но не для украшательства и просто красивости, а для услады души и адекватной передачи чувств.

Только читать следует не спеша, а, как когда-то говаривали, с чувством, с толком, с расстановкой. Тогда вам повезет на радость сопричастности к открытиям, на приятные и неожиданные встречи. Вы будете наслаждаться легкостью стиля, но не облегченностью мысли, увлеченность автора передастся и вам. И вы ощутите, как хорошо перенестись в незабываемое детство, когда и звезды были ярче, и васильки во ржи синее, и даже яблоко из чужого сада вкуснее. Вы поймете, как хорошо мечтается под тихое журчание голоса Натальи Батраковой.

 

Анатолий БУТЕВИЧ,

просто читатель.

Все видела, все знала...

 

*  *  *

  • Все видела, все знала
  • И все же не утерпела:
  • К открытому огню,
  • Как мотылек, летела.
  • Потом упала на пол
  • И корчилась от боли,
  • А крылья, догорая,
  • Дрожали поневоле.
  • Еще жила полсуток.
  • Но все полет забыли...
  • К утру свечу задули,
  • К обеду пол помыли.
  • И так ли было нужно
  • К огню тому стремиться?
  • ...Мой взмах крыла последний,
  • Пусть лучше так случится.

2 января 2004

ВЕСЕННИЙ ДУРМАН

Томе Лисицкой

  • Подарите себе роман
  • И позвольте себе влюбиться.
  • Ведь признайтесь, он вам уже снится
  • Этот сладкий, весенний дурман.
  • Воплотите свою мечту,
  • Ощутите волшебную легкость
  • И включите на полную громкость
  • Тайну, скрытую за тишину.
  • Все табу отодвиньте прочь,
  • Пусть на день, пусть на миг, даже если
  • Подзабыли, как все было прежде.
  • Зов любви, как его превозмочь?
  • Где желаний витает туман,
  • Где вольготно запретным мыслям.
  • ...Это позже все переосмыслим.
  • А сейчас подарите роман...

12 февраля 2002

*  *  *


Еще несколько книг в жанре «Поэзия»

Ермак, Александр Навроцкий Читать →

Злой город, Александр Навроцкий Читать →

Предисловие, Александр Навроцкий Читать →