Размер шрифта:     
Гарнитура:GeorgiaVerdanaArial
Цвет фона:      
Режим чтения: F11  |  Добавить закладку: Ctrl+D
Следующая страница: Ctrl+→  |  Предыдущая страница: Ctrl+←
Показать все книги автора/авторов: Чхетиани Антон
 

«Туда и обратно или Китайский Тянь-Шань 2002», Антон Чхетиани

Антон Чхетиани

Туда и обратно или Китайский Тянь-Шань 2002

(1 место в чемпионате России 2002 года по горному туризму)

г.Москва -- г.Бишкек -- г.Ош -- Алайская долина -- Иркештам -г.Кашгар -- г.Аксу - к пос. Талак - пер. Кокярдаван н/к - р. Чон-Терексу разведка выхода через каньон на лед. Сайлыксу по р. Сайлыксу - лед. Чонтерен (базовый лагерь) - разнос забросок и разведка в верховья лед. Божья коровка - лед. Моренный - пер. Божья коровка 3А 5050 рад.+пер. Плато 3Б 5600 - среднее плато лед. Божья коровка (4500) - пер. Уютный 3А 4750 - лед. Уютный - лед. Чонтерен - базовый лагерь - пер. Чонтерен 3Б 5488 - лед. Звездочка (заброска) - лед. Дружба - пер. Валерия Хрищатого 3Б 5300 - лед. Тугбельчи - пер. Тугбельчи 3Б* 5200 - лед. Кичиктерен - р. Кичик-Терексу угледобывающий комбинат-- р.Чон-Теренсу - г.Аксу -- г.Кашгар -Иркештам --г.Ош -- г.Бишкек -- г.Москва.

...Что там за барьерами Кокшаалтау и Меридионального хребта? Этот вопрос естественно возникал у многих, бывавших на Иныльчеке. Кому-то удавалось посмотреть на Китай с гребня Победы. Многие засматривались на юго-западную стену пика Военных Топографов, открывающуюся в верховьях Звездочки. Простота Иныльческого перевала притягивала многих, но первый раз "перелезть" через забор решился Анатолий Джулий в 2001 году. Его команде удалось пройти логичный сложный перевал между пиками Пржевальского и Восточным Шатром и, практически не спускаясь вниз на ледник Тугбельчи, вернуться через седловину Иныльчекского перевала обратно. Китай чуть приоткрылся, и было видно, что здесь лежит огромная и дикая горная страна. И в 2002 году нам с учетом опыта организаций экспедиций в Китай в 1998 и 2000 году удалось проникнуть в район с юга и провести "глубокую разведку". Не все решились ехать в такую экспедицию с большим элементом неопределенности, и к лету 2002 года нас осталось четверо....

Анатолий Джулий (руководитель, Москва)

Владимир Леоненко (Вильнюс)

Давид Лехтман (Вильнюс/Москва)

Антон Чхетиани (Москва)

Здесь частично использованы фотографии Давида Лехтмана -- отмечено в скобках как Д.Л.

Схема путешествия

08 июля

С утра уехал на встречу к Гито (однокласснику). Тот как всегда опоздал минут на 20, но все же приехал. Я заскочил к Саше Новику. Гито остался в машине, я же поднялся наверх, передал Саше карты, поговорили минут 5, и я ушел. Простился с одноклассником на остановке 72 троллейбуса. Заехал в ИКИ, забежал к Ерохину, в бухгалтерию и библиотеку и отправился домой. Времени еще было достаточно, и я принялся уничтожать остатки еды в холодильнике. После улегся на коврик в большой комнате и задремал. Разбудил меня звонок Володи. В Америке начиналось утро. Мы попрощались, и я встал. Не дождавшись звонка с Украины, позвонил Ольке сам. Время стало ускоряться Дел немного полить цветы, поставить фиалки в воду, выбросить мусор. Звонит Вася Пономарев. Заглядываю напоследок в электронную почту и тут письмо Саши. Он пишет, что не смог получить важный пропуск и предлагает нам выбрать другой маршрут. Я отвечаю, все, что можно спокойно ответить в этом случае и звоню Толику. Ну ладно, все равно едем. Звонит Олька. А время уходит. Около 19.00 заказываю такси на 19.15 и в 19.25 вываливаюсь из дома. У подъезда ждет малиновый "жигуль" с водителем чуть младше меня явно с высшим образованием. Постояв немного в пробках при объезде закрытого проспекта Вернадского, выезжаем на МКАД и без задержек едем в Домодедово. Там уже стоит Толик. Ребята появляются лишь через полчаса. Регистрируемся и проходим на посадку. К нашему удивлению самолет оказывается Ту-134а. Наши места заняты, и мы уходим с Толиком в хвост. Передние 2 места свободны, мы опускаем их спинки и вытягиваем ноги. Слева -- двое молодых ребят и девушка летят на пик Джигит. Девушка пишет раскладку. Парень в косынке изучает кроки. Вскоре бушует небольшая эмоциональная гроза. Кажется, девушка готова лететь обратно. Но все быстро стихает. А за окном полыхала в стороне настоящая гроза. Один парень из молодой троицы здоровается со мной, но я его с ходу не узнал.

09 июля

Пытаемся заснуть, но как всегда не удается - то минералка, то ужин. В общем, время проходит незаметно и мы уже в Бишкеке. Самолет проезжает мимо натовских истребителей. На пограничном контроле длинный хвост. С нами одновременно прибыл рейс из Лондона. Здесь как обычно жарковато. Вскорости появляется и Бирюков. Грузимся в его микроавтобус и уезжаем в контору, размещенную на базе геодезического предприятия. В офисе на втором этаже я уселся на телефон и стал дозваниваться Саше (Zhang Hong). Удалось дозвониться. Определенности пока нет. Поехали в город с водителем Бирюкова. Поменяли дату вылета в Ош на завтрашний день. Заехали в Горы Азии, поговорили с Дудашвили и Сашей Губаевым. Он эмоционально рассказал про весенние пик Ленина и Мак-Кинли с Матвеем Шпаро. Я его расспрашивал и про их восхождение на Корумды в прошлом году. После возвращаемся к Бирюкову. Новостей пока нет и мы устраиваемся в яблоневом саду на заднем дворе. Уже 7 часов вечера. Давид, прогуливаясь по территории базы, встречается с шофером, и тот передает факс от Саши с просьбой прислать копии паспортов Давида и Толика. Офис уже закрыт и мы с Толиком собираемся и уезжаем на почтамт. Здесь послали копии, как факсом, так и электронной почтой. Вернулись, как и уехали на маршрутке. Их в Бишкеке множество. Общественный транспорт, кроме пары троллейбусных маршрутов отсутствует, а в маршрутках никаких льгот нет. Проезд -- 5 сомов. (1 доллар -- 45 сомов, то есть около 3 рублей за сом).

10 июля

Палатку мы не ставили и ночью были покусаны комарами. Утром проснулся от цоканья белки. Она прыгала по веткам, склонившейся над нами яблони и была крайне недовольна. К 9 утра появились люди в офисе Бирюкова. Новостей от Саши нет. В 11 утра нас отвозит в аэропорт Манас Маша Бирюкова. Летим на Як-40. Облачно. В Оше нас встречает Володя Антипин -- партнер Дудашвили. Крепкий мужик родом из Ферганы. По-видимому прошел много походов в Средней Азии. Был участником громовской зимней 6-ки по Памиро-Алаю (правда в отчете, хранящемся в библиотеке МГЦТК, он почему то не упоминается). Рассказывает, что заброски для этого похода были положены летом накануне. Принимал участие и в событиях 1999 года в Баткентском районе. Поехали на стадион, где разместились в летних щитовых домиках рядом с ошским офисом Дудашвили. Время провожу в офисе, пытаясь выйти на связь с Сашей. Вечером, наконец, созваниваемся и уславливаемся встретиться в пятницу на Иркештаме. Саша говорит, что осталась одна бумага, которая в принципе готова, но ее необходимо забрать в полицейском управлении Синьцзяня в Урумчи. При этом все равно надо созвониться в четверг.

После отправились на ошский базар. Я заглянул в чайхану, но Хасана не было. Ощущение, что базар хуже, чем в прошлые годы, либо еще рано -- начало июля? Закупили необходимое и вернулись на стадион.

11 июля

Четверг проходит незаметно. Вечером созваниваюсь с Сашей. Он подтверждает нашу встречу завтра на Иркештаме. Говорит, что получит последнюю бумагу в пятницу и встречать нас будут 2 китайца на белой Тойоте. Звоню Оле в Днепропетровск, говорю, что едем. Она расстроена -- говорит, что надеялась, что попьем зеленый чай и поедем назад. Ни на какое море она не поехала и возвращается в Москву.

Уже темнеет. Мы собираемся, грузимся в УАЗик Антипина и в половине двенадцатого выезжаем.

12 июля

Машина Антипина была куплена в Германии и когда-то готовилась для войск ГДР. У машины мягкий ход и хоть дорога не ровная, нас не подбрасывает. Около часа ночи в Гюльче заправляемся. Заправщик поглядывает на часы. Вот-вот должны отключить электричество. Мы успеваем. Проезжаем перевал Талдык, поселок Сарыташ и поворачиваем налево на восток к Нуре. Постепенно начинает светать. Места вокруг безжизненные. Массив Корумды разглядеть в потемках не удается. Дорога петляет, ныряет из ямы в яму, а с перевала Таук-Мурун лихо устремляется вниз к реке Восточная Кызылсу. Антипин рассказывает, как этой весной открывали движение через Иркештам и трясли по этому участку дороги китайских официальных лиц. Хорошо виден горный отрог между Восточной Кызылсу и Нурой. Много снега. После одного притока пересекаем реку Нура. Поселок остается справа. Слева по ходу небольшие скальные массивы восточного окончания Алайского хребта. Снега на склонах там мало. После поселка долина резко распахивается. Показываются строения киргизской таможни и пограничного перехода. Переход откроется в 9 утра. За ограждениями видны грузовики с черным металлоломом. Рядом с нами останавливается автобус и грузовик с челноками, едущими в Кашгар. Слева в долине течет красноватая река. На погранконтроле нас долго убеждают сесть в автобус и ехать на нем до китайской таможни в 13 километрах. Мы отказываемся. Антипин находит здесь своих знакомых, и нас проводят через погранконтроль раньше автобуса. Как всегда удивляются паспортам с гербом союза на обложке. И в самом деле уже 11 лет как нет Союза.... К нам в машину садятся два человека в форме. Они подчиняются уже службе национальной безопасности. Проехали к небольшую заставу и остановились у пограничного моста через прозрачную речушку Талдысу, стекающей с Заалайского хребта. Здесь место нашей встречи. Никого нет. Володя Антипин достал подстилку и лег поспать на солнышке. Я беседую с СНБшником. Тот говорит, что и на этом участке границы Киргизия отдает свои кусочки Китаю, что в верховьях Талдысу пихтовый лес. Жизнь говорит, стала хуже. С уважением говорит о русских наставниках, обучавших их. К сожалению, говорит, в Киргизии нет лидера, который мог бы сменить Акаева. Лично ему более все нравятся его родные Джалалабадские места, Баубаш-Ата, ореховые леса Арслан-боба. Время идет. Мимо нас проезжает автобус в Кашгар. У китайцев перерыв с 12 до 15. Минуло 12. Ждать еще 3 часа. Ребята варганят обед. Тем временем накрапывает дождик. Нашего сопровождающего периодически спрашивают по рации, пришла ли наша машина с Китая. Спрашиваю его про нарушения границы. Он рассказывает, что пару лет назад через границу со стороны Китая просочились двое: киргиз и уйгур. Их отследили и взяли одного по пути в Сарыташ, другого выудили из кабины КАМАЗа. В прошлом году задержали на киргизской территории китайского солдата. То ли заблудился, то ли провокация - говорит собеседник. В то время повсюду вдоль линии границы стояли китайские пограничники. Маленькая иркештамовская застава тоже готовилась к обороне. Потом солдата после переговоров вернули и все затихло. Открытие Иркештама оживило уже вымиравшую после ухода русских пограничников Нуру. Тогда в поселке исчез даже магазин. Теперь ничего - жить можно. Наш спутник уходит на обед к заставе. Закапал дождь. Мы все спрятались в УАЗике. Наконец в 15.30 с китайской стороны спускаются по серпантину два трейлера и голубенькая машина -- Тойота. Выхожу к мосту. Из Тойоты выскакивает Саша. Обнимаемся. Антипин решительно перегоняет Уазик на китайскую территорию за мостом и мы перегружаем наши мешки из машины в машину. С Сашей знакомый (мне) с 2000 г. суровый водитель, полный владелец китайского ресторана на площади 3 отелей в Кашгаре и маленький китайский пограничник. От заставы к нам быстрым шагом подходит сопровождающий нас спецслужбовец. Прощаемся с ним и Володей и уезжаем. Здесь уже лежит асфальт. У поста у небольшой арки в конце серпантина пограничник сходит, а через 10 минут мы подъезжаем к просторному новому зданию китайской таможни. Здесь пустынно. Начинаем разгружать машину. Владелец ресторана заводит дружескую беседу со знакомыми ему старшими таможенниками в черной форме. Мы заполняем декларацию и миграционный листок. Нас спрашивают, везем ли мы мясо, растительные продукты. Нет, решительно говорим мы. Досмотр окончен. Вещи перемещаются к выходу. Офицеры на пограничном контроле хорошо говорят по русски и опять удивляются паспортам с советским гербом. Грузимся, отмечаемся в будочке полицейского контроля и едем по прямой асфальтовой дороге в Кашгар. Через 100 км попадаем в полосу ремонтируемой дороги. Дорогу повсюду спрямляют. Делают новые мосты и так до самого Кашгара. Ремонт дороги идет и во всех плотно населенных уйгурских поселках. У таможни на выезде с торугартовской трассы проходим еще один полицейский контроль. В город приезжаем уже поздно вечером. Без ужина в китайском ресторане мы правда не остались. Видимо в качестве компенсации за свои оплошности Саша поселил нас в дорогой 4--х звездочный интернэйшионал, где селились богатые пакистанцы. В этом году по понятным причинам их нет. Разница в оплате за счет Саши. Я быстро засыпаю, а Толя с ребятами еще долго играют в преферанс.

13 июля

Утром завтракаем и отправляемся в ожидании поезда в Аксу прогуляться по Кашгару.

"В финансовом сердце Азии"

Заходим в несколько аптек в поисках пантенола, но безуспешно. Нет здесь европейских препаратов. Дорвались до Интернет-кафе и отправили письма домой и в Бишкек туроператорам -- Бирюкову и Дудашвили. Интернет-кафе это одна из примет изменений за 2 протекших года. Тогда в Интернет я выходил на кухне какого то кафе на очень плохом компьютере. Также в городе вдруг появилось множество широких улиц с бетонным покрытием.

Наш поезд уходит в 17.50. Мы приезжаем на вокзал в 16.30 и сдаем весь наш груз в багаж! Он будет выгружен на нашей станции. Такого мы еще не встречали. Поезд-экспресс Кашгар-Урумчи уже подан. Двухэтажные вагоны, общие и купейные -- естественно китайского производства. Перрон частично оцеплен. По периметру выстроились солдаты с дубинками. В поезд усаживаются какие то военные чины, подъехавшие на больших черных джипах. Мест в купе не было и мы едем в общем вагоне. Вагон европейского уровня. Слева тройные сидения со столиком, справа двойные. Подносы для мусора, туалет. Места наши разбросаны, но Саша договаривается с соседями по вагону и мы все едем вместе, лузгая крупные и вкусные кашгарские семечки. Ехать более 5 часов. Вагон полон. Поезд разгоняется и едет быстро и плавно, обгоняя грузовые машины, едущие по параллельному шоссе. Ребята режутся в преферанс. Через станцию в вагон входят люди и требуют освободить места. Саша улаживает проблему, но перебранка, впрочем беззлобная, вспыхивает время от времени. Наши паспорта проверяет полицейский и записывает данные в тетрадку. Едут тут весело. Кашгарский оазис кончился и за окном потянулись солончаки и галечники. На севере видны предгорья Тянь-Шаня. Видны системы укрепления грунтов --квадратная сетка посадок жесткой солончаковой травы. Невысокий частокол противозаносных заборов, как у нас на Полярном Урале. С широкой площадью захвата рассекатели паводковых и дождевых потоков. Напротив через коридор сидит девушка в черном костюме. Облик вроде и китайский, но может с какой то казахской смесью. Она поймала мой взгляд. Потом поймала еще раз и, как я чувствовал, до самого Аксу посматривала на меня.... Уже темнеет, В начале 12-го мы приезжаем в Аксу. Здесь красивое и аккуратное станционное здание, впрочем, как и вокзал в Кашгаре. Перед зданием огромная площадь, покрытая плиткой. Ждем отправления поезда и получаем вскорости наш багаж в целости и сохранности - все мешки и рюкзаки. Загрузились в 2 такси и прибыли в 3-звездочную гостиницу Дружба. Номера приличные, но гостиница пустая. Как и Кашгар, Аксу разрезан широкими и просторными улицами. Китайская Азия в эти дни выглядит на порядок более европеизированной по сравнению с бывшей советской. В гостиничном номере выпили бутылку местного красного вина и легли спать. Сам я чувствую легкий озноб. Похоже на химическое отравление.


Еще несколько книг в жанре «Путешествия и география»